ОНИ ПРИШЛИ И «СЕЛИ»…

Ольга СУРЖИК

Нужно оглянуться назад, чтобы найти дорогу вперед — гласит норвежская пословица. Именно под таким девизом в Королевском посольстве Норвегии в Украине на прошедшей неделе состоялся семинар, посвященный историческим связям между Норвегией (Скандинавией) и Киевской Русью. Участники семинара — известные ученые из Норвегии, России и Украины.

— Когда мы ставили эту тему для проведения семинара, то опасались, что не сможем обеспечить её докладами, поскольку в ранних средневековых источниках, как древнерусских, так и скандинавских, западноевропейских, обычно, скандинавы, норманы, варяги, викинги в этническом смысле не идентифицируются. Мы исходили из немногочисленных сообщений о норвежцах на Руси... Сегодняшний семинар оказался чрезвычайно плодотворным и по постановке темы, и по оригинальности её освещения. Произошло то, что бывает на хороших международных конференциях: различные научные школы, разные страны, различное видение проблем, различная методика и даже методология и философия истории, подытожил профессор Н.Котляр.

Речь главным образом шла об эпохе Ярослава Мудрого. Потому что достаточно конкретные, уже не только легендарные, интересующие нас сведения относятся именно к этой эпохе. (Здесь и Геральд Суровый, и дочь Ярослава Мудрого Елизавета, и Святой Улав...) Начиная еще с ломоносовских времен проблема была политизирована. Боролись два течения: норманисты и антинорманисты. Первые утверждали, что Киевскую Русь основали норманы (династия Рюриковичей), вторые — ни в коем случае (Рюрик — славянин или прибалт). В конце прошлого века ученые начали изучать предмет более объективно и пришли к консенсусу, который состоит в том, что действительно династия русских князей в основе своей норманская (варяжская). Однако не норманы основали Киевскую Русь: они пришли и «сели» на уже готовые политические структуры, где быстро ассимилировались с местным населением. В свою очередь Русь оказала культурное влияние на скандинавские страны, в частности Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию. И если сейчас изредка вспыхивают националистические или патетические протуберанцы, то все это находится за пределами науки. Наука же нашла консенсус: сотрудничество. Так, профессор Российской АН Е. Мельникова установила, что Рюрик действительно был позван на Русь, но не княжить и владеть, а на службу. С ним якобы был заключён договор, согласно которому он с дружиной должен был служить местному обществу. Но, воспользовавшись временными неустройствами в этом самом обществе, Рюрик сумел захватить власть.

История восточно-северной Европы в эпоху средневековья как будто хорошо исследована, но часто она чрезмерно политизирована, основана на недостаточном знании источников... Поэтому, с одной стороны, учёные движутся путём новой, свежей интерпретации или толкования источников, с другой — путем нахождения новых и оригинальных связей между фактами, явлениями, личностями, процессами истории, которые в прошлом не были обнаружены.

Традиционно в научных кругах сложилось мнение, что варяги (норманы, викинги) «растворяются» в восточнославянской среде эпохи Ярослава Мудрого, так как после 1043 года ( последнего похода Руси на Царьград) викинги в летописях не упоминаются. Четыре года назад во Львове проходил II Конгресс украинистов, где было сделано несколько интересных докладов, которые напомнили, в частности, о том, что в Галицкой Руси попадаются варяжские погребения, а в г. Звенигороде найдено пряслице с надписью «Зигфрида» (скандинавское имя), выполненное рунической письменностью. Где-то на рубеже ХII — ХIII веков в Чернигове одним из приближенных князя (возможно, Игоря Святославовича) был чашник-норман (надпись на чаше исполнена также руническими письменами). Продолжается дискуссия о том, где пребывал норвежский конунг (король) Улав Святой — в Киеве или Новгороде? Казалось бы, мелочь... Но история раннего средневековья состоит из мозаики не очень значительных и на первый взгляд не связанных между собой «камешков».

Специально выделить в архе- ологическом материале нор- вежские, шведские, датские элементы почти невозможно, отмечает профессор Е. Мельникова.

Вот несколько хорошо известных традиционных эпизодов взаимоотношений Руси и Норвегии в XI веке: один норвежский конунг, спасаясь от врагов, находит приют у Ярослава Мудрого, здесь же воспитывается и его сын — будущий норвежский престолонаследник; другой конунг женится на дочери Ярослава Мудрого, она становится норвежской королевой и царствует в течение двадцати лет. Как ни странно, такие отдельные эпизоды никогда не пытались связать воедино: что же в целом связывало Русь и Норвегию? Почему это вдруг Святой Улав «побежал» не в ближнее зарубежье ( Англия, Германия, Польша), а на Русь? Почему здесь оставил своего сына, ведь престолонаследника у посторонних не оставишь?

Впервые на эти и другие факты истории попытались взглянуть как на единый процесс развития отношений Руси и Норвегии. Из «мозаики» фактов сложилась чрезвычайно интересная картина активной политики Ярослава Мудрого в Балтийском регионе. После смерти отца, в борьбе с братом и его союзником польским королем, Ярослав Мудрый входит в союз с Данией — сильнейшим государством того времени на севере Европы. В то время с Данией поддерживала отношения Швеция, и Ярослав берет в жены шведскую принцессу, а своего сына женит на сестре датского короля. Таким образом, брачные узы скрепляют политический союз. Однако через несколько лет на шведском троне появился новый король, который установил связь с норвежским королем Святым Улавом. Меняет политическую ориентацию и Ярослав Мудрый. Дальше уже ничего неизвестно о его датских симпатиях. Наоборот, в это время налаживаются интенсивные контакты с Норвегией и Швецией. И вот тут-то, судя по исландским сагам, Ярослав заключает самый древний торговый договор Руси со Скандинавскими странами ( между 1022 — 1028 гг.). В это время устанавливается целый ряд торговых и политических связей. Поэтому и не случайно, что, имея развитые политические контакты с Киевской Русью, Улав впоследствии ищет защиты именно на Востоке. Более того, Святой Улав женат на сестре жены Ярослава Мудрого. Так что не у посторонних людей он оставляет своего сына Магнуса, а у его же тетки. Ярослав же, после гибели Улава и установления датского правления в Норвегии, всячески препятствует деятельности датчан. Не исключён вариант, что он помогает вернуть Магнуса на трон.

…Наука не стоит на месте, и время от времени приходится возвращаться, уже на более высоком уровне, к проблематике, которая, казалось бы, уже изучена. Совершенствуется научный инструментарий исследователей, пополняются источники и... в конце концов вырастает новое поколение читателей и слушателей, которые ставят перед учеными вопросы, которых не ставили их предшественники.

По-своему живописал исторические процессы черниговский археолог В. Коваленко:

— В последнее время в мировой периодике появилось много публикаций, которые склонны рассматривать всю человеческую цивилизацию... как единое целое. Разорвать ткань истории одной части света от другой сегодня никто уже практически не берется... В те далекие времена Киевская Русь была вплетена в единую ткань всей человеческой цивилизации: от Китая на востоке и до Англии на западе, от Византии на юге до Норвегии на севере. Несмотря на некоторые перипетии политической борьбы, военные стычки, эти контакты были многогранными. Каждый факт — это небольшой осколок цветного стекла, который сам по себе неспециалисту и даже специалисту может показаться ничего не значащим, но чем больше собирается таких осколков, тем лучше видны очертания общей картины. Потому, через каждый новый период истории, возникает необходимость оглянуться назад. Ведь сегодня кажется, что это одна картина, а прибавь к ней несколько новых осколков — и изображение меняется. Археология, которая не перестает развиваться,.. дает такие факты. А сколько новых фактов открывается, столько раз и нужно возвращаться к картине, которая с каждым разом будет становиться все ярче и интереснее.

Историю древнерусско-скан- динавских отношений рас- сматривали раньше в плане возможных влияний Скандинавии на Русь. И только в последнее время начали изучать влияние Руси на скандинавские страны. Так, например, оказалось, что в скандинавских языках (древнешведском, древненорвежском и др.) существует достаточно много заимствований из древнерусского языка.

Скандинавистика как специальность в Украине долгие годы не существовала. Считалось, что северная проблематика далека от нас, вот, мол, пусть на севере и изучают. Может быть, потому у нас и нет таких специалистов в этой области, как в Москве и Петербурге. Но украинские археологи уже достаточно давно ( живой пример тому — В. Коваленко) работали над этой проблемой. Благодаря сотрудничеству с зарубежными коллегами положение предстоит исправить.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Норвегии в Украине Андерс Хельсет, в частности, заявил:

— Мы постарались посмотреть на отношения Киевской Руси и Норвегии в исторической перспективе и обнаружили довольно хорошие тесные контакты, которые являются прообразом нашей сегодняшней работы. Конечно же, мы хотим наладить контакты на университетском уровне и организовать обмены студентами, чтобы и дальше углублять наши отношения. Ибо человек, не знающий своей истории, не сможет вполне оценить и сегодняшнюю ситуацию.

Кстати, в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» при сотрудничестве с посольством Норвегии началось преподавание норвежского языка. Студенты проявили к нему довольно большой интерес. Существует программа, которая дает возможность получить стипендию и поступить в летнюю норвежскую школу для совершенствования языка.

Помнится, в 1994 году был организован круиз «Из варягов в греки» при активном участии шведского и норвежского посольств, ученых, писателей и т. п. Все было свежо и ново, поскольку Украина обрела независимость и у нее только-только начали появляться новые нюансы во взглядах на некоторые периоды истории. Наконец-то новое государство смогло измерить свою историю от новой отправной точки. А имея такую точку опоры, в миру не пропадешь и уж земля точно не уйдет из-под ног...



© Mirror Weekly 1997