Вступление

     Актуальность темы исследования. Современное российское общество после целого десятилетия демократических преобразований столкнулось с комплексом не разрешенных социальных проблем. Одной из них является определение отдельной личностью своего отношения как к религии в целом, так и к православию в частности. С учетом современной реальности, в которой наряду с православием существуют иные конфессиональные и философские течения, когда светская власть точно еще не сформулировала своего отношения к РПЦ, возможность определить свою позицию очень сложно. И помощь в этом может оказать изучение исторического опыта России.

     Объект и предмет исследования. Объектом исследования является отношение крестьян Архангельской губернии к Русской Православной церкви в первой четверти ХХ века. Предмет исследования – это процесс изменения значимости церкви в широких кругах населения под воздействием ряда факторов.

     Степень изученности темы. Данная тема до сих пор не была предметом специального исследования. Она рассматривается либо в работах общего характера1, либо же косвенно касающихся хронологической или тематической проблематикой2.

     К первым публикациям историографического характера относятся статьи в периодических изданиях начала ХХ века. Их ценность, не зависимо от характера самого издания, будь-то официальная пресса или так называемая “независимая”, состоит в том, что в них определена, свойственная тому времени, индифферентность населения России к церкви и вере. И в зависимости от принадлежности к официозу в них определялись объемы религиозного безразличия3.

     В советской историографии основным объектом исследования был антиклерикализм трудящейся части общества. Данный аспект освещен в работах Л.И. Емелях, П.Н. Зырянова, А.И. Потылицына, Е.Д. Федотовой, В.А. Зайцева, М.М. Персиц и др4.

     Историографической важностью обладает ряд работ напечатанных в издательствах г. Архангельска5. Содержание работ имеет региональную специфику, позволяющую выявить исследовательский аспект работ архангельских историков по изучаемой теме.

     На современном этапе проблема отношения крестьян к РПЦ практически не рассматривается. Основной акцент в публикациях современных историков делается на взаимоотношения власти и церкви в послереволюционный период6 и основная масса работ по данной теме печатается в периодических изданиях7. Источниковедческую ценность представляет статья Н.Н. Покровского. Автор рассматривает и анализирует три архивных дела из фонда политбюро, в которых приводятся документальные данные об отношении руководства большевиков к РПЦ.

     Самостоятельным направлением в историографии являются работы, выполненные церковными историками и изданные под эгидой церкви8. В них освещаются основные вехи церковной жизни. Авторы стоят на позициях апологетичности РПЦ и отрицания народного атеизма и религиозного безразличия.

     Таким образом, историографический обзор темы позволяет сделать вывод о том, какими крайностями ограничивалось отношение населения к РПЦ.

     Источниковая база исследования носит комплексный характер. Основным источником стали архивные документы из фондов духовной консистории Архангельской епархии, канцелярии Архангельского епископа, находящиеся в Государственном архиве Архангельской области (ГААО). На их основе можно определить факторы, влияющие на отношение крестьян к церкви и уровень социального кризиса в религиозной сфере применительно к Архангельской губернии. Также в научный оборот вовлечены документы уездных и губернских государственных и партийных органов, дающие представление о том как изменялось отношение к РПЦ в послереволюционный период. Основные сведения об этом находятся в Государственном архиве общественных движений и политических формирований Архангельской области (ГАОДПФ АО).

     Из опубликованных документов в исследовании использованы законодательные акты, официальные правительственные документы Царского, Временного и Советского правительств.

     Ценным историческим источником является центральная, местная и церковная периодическая печать, дающая представление об отношении населения к РПЦ на различных социальных уровнях. Также в работе, в качестве источника, используется художественная литература9.

     Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в изучении и анализе изменений отношения крестьян к Русской Православной церкви на территории Архангельской губернии в первой четверти ХХ века. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
     - определить факторы, влияющие, и в какой степени, на отношение крестьян к церкви;
     - выявить региональную специфику религиозной жизни населения.

     Хронологические рамки исследования охватывают период с начала ХХ века до середины 20-х годов. Нижний предел определяется активизацией попыток общества выхода из религиозного кризиса, в последствии перешедшие в изменение положения РПЦ как в государстве, так и в обществе (в период Временного и Советского правительств). Заканчивается исследование началом ослабления давления власти на церковь (1925 г.).

     Настоящее исследование выполнено на материалах Архангельской губернии, но территориально-географические рамки Архангельской губернии изучаемого периода в основном совпадают с границами Архангельской и Холмогорской епархии.

     Методологической основой работы является проблемно-хронологический подход с элементами научно-исторического анализа.


Примечания

     1История русской православной церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. / Под ред. Данилушкина Н.Б. С-Пб., 1997.

     2Коротаев В.И. Русский Север в конце ХIХ – первой трети ХХ века. Прблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск, 1998; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984; Базанов А.Г. Казанский Н.Р. Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере. Архангельск, 1936.

     3Архангельские Епархиальные Ведомости. – 1906, № 2; А.Н. Приходский вопрос. // Олонецкая неделя. – 1912, № 18 и др.

     4Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М., 1965; Зырянов П.Н. Указ. Соч.; Потылицын А.И. Архангельские рабочие и крестьяне в первой русской революции; Федотова Е.Д. Революционное движение в Архангельской Губернии в годы первой русской революции; Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. Архангельск, 1983; Персиц М.М. Атеизм русского рабочего (1870-1905 гг.). М., 1965; его же. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917-1919 гг.). М., 1958 и др.

     5Потылицын А.И. Архангельские рабочие и крестьяне в первой русской революции; Федотова Е.Д. Революционное движение в Архангельской Губернии в годы первой русской революции; Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. Архангельск, 1983;

     6Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917 – 1945. – Париж: YMCA – PRESS, 1977; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. – М.: Политиздат, 1991 и др.

     7Покровский Н.Н. Политбюро и церковь. 1922-1923.Три архивных дела. //Новый мир.1994.№8; Васильев О.Ю. Русская Православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах. //Вопросы истории. 1993. №8 и др.

     8История Русской Православной церкви… С-Пб., 1997; Николин А. свящ. Церковь и государство (история правовых отношений). 1997; Левитин-Краснов А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996 и др.

     9Пришвин М.М. За волшебным колобком. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М., 1956.