[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 8

“Это не деловые, это лунатики...”

Репортаж о походе по реке Южная Шуя от Заставы до деревни Половины в июле-августе 1995 года.

Действующие лица

Пашка с Лилькой на Луче
Димка с Венькой на Таймене
Сашка с Ленкой на Таймене
Вовка с Леней на Салюте
Андрюха и я на Таймене
Вадим с Татьяной на Таймене

Предыстория

Южная Шуя - очень хорошая речка по всем параметрам и почему бы на хорошую речку не сходить еще один раз.

Проводы и напутствия

29 июля

Леня стояла у метро с лодкой. Вовки не было. Нам с Ланцем Леня сказала, что Вовка в поход идти передумал, увязал ей лодку и отправил одну. Тут вдруг подошел Боря и мы начали его пугать, что он попрет на вокзал Леденевский "Салют". Нужно отметить, что Боря уже две недели набивался к нам в провожающие, причем говорил так : "Я только ничего не понесу, я водки возьму побольше". Перспектива переть на себе до вокзала Вовкин ледокол его привела в коматозно е состояние. Из столбняка нашу Бориллу вывел приехавший на автобусе Вовка. Выяснилось, что хитрые Леденевы возят свой багаж частями на муниципальном транспорте. Удовлетворившись, Боря радостно заскакал рядом с нашим караваном по мраморным полам московско го метро.

На вокзал мы приехали одновременно с ребятами, которые ехали от Дмитровки. Тут вдруг появился отъезжающий на Валдай Никита, и предложил выпить водки. Этим благородным делом все и занимались до погрузки в поезд.

Уже у дверей вагона Ланц отловил Андрюху и пообещал его в страшных мучениях придушить, если он меня вдруг намеренно или нечаянно утопит. Дело было в том, что сам Ланц из финансовых соображений в нашей экспедиции принимать участие отказ ался, Пашка выбрал в этом сезоне себе в матросы Лильку, Димка остановился на Веньке, а у Вовки и Сашки выбор был даже зарегистрирован недремлющим государством. Андрюхе пришлось идти со мной (или, может, мне пришлось ид ти с Андрюхой, я не знаю, кому из нас больше повезло)

Загрузившись в вагон, пассажиры приступили к ужину, они разложили продукты и начали их поглощать с урчанием голодных хищников. Когда поезд тронулся, Боря еще долго бежал по платформе, пытаясь через стекло укусить курицу одной пожилой п ассажирки. Пассажирка испуганно стеснялась.

До Бологого наша команда очень сильно натрескалась. Мы с Леней и Лилькой вышли проветриться в тамбур. К нам тут же присоединился дядя и попытался со мной обниматься. Осмотрев дядю, единственным достоинством которого была профессия свар щика, а недостатками маленький рост, кривые ножки, грязная голова, треснутые очки, другое вероисповедание, полное отсутствие зубов и трезвого соображения, я отказала ему во взаимности. В тамбур вышел Венька и Леня с Ли лькой, воодушевленные его присутствием, начали с дядей-сварщиком воспитательную беседу. Наивный дяденька, травмированный с детства своими электродами, осмелился предложить нашим дамам удовлетворение их тайных эротических желаний и поэтому лейтмотивом увещеваний наших дам было доказательство дяде, что их мужчины удовлетворяют их по всем параметрам, хотя изначально сварщиками не являются. Венька, не стесняясь, ржал во все горло, а сварщик возбуждался все больше и больше. Его речь становилась и вовсе не членораздельной, движения непристойными, а очки он убрал в карман. Наконец, к нам пришел любопытный Вовка и обратился к жене с каким-то бестактным вопросом. Сварщик лихорадочно напялил очки, пытаясь выразить своим видом полную индифферентность, но тут вс я наша команда, вывалилась в тамбур и сварщик, немного остыв от своих подростковых желаний, смылся в неизвестном направлении. Суровый адмирал, выслушав печальную историю о неподдающемся эстетическому воспитанию сварщике, торжественно пообещал на весь ваг он лично заняться этим субъектом и удовлетворить все его сексуальные желания немедленно. Сварщик не появлялся нам на глаза до самого Петрозаводска, да и там я его тоже видела лишь мельком, однако, в этом правдивом р ассказе наш озабоченный сварщик еще появится на последних страницах повествования.

После таких развлечений необходимо было подумать о здоровом образе жизни. Внимание команды переключилось на графа Андрея, который мучился все лето сильными гипертоническими и сердечными приступами. С целью их пресечения мой болезненный капитан, вез с собою несколько коробок дибазола в ампулах, валидола килограмм и еще разного нитроглицерина на закуску.

Хочется отметить, что мне всегда невероятно везет на капитанов, страдающих экзотическими болезнями. При очередном разливе Пашка решил подумать об Андрюхином самочувствии.

-Андрюх, как твое сердце ?- заботливо спросил он, может не будем больше?

-Ты мне нервы-то не трепи , -с дрожью в голосе воскликнул граф ,-наливай! 30 июля

В Волховстрое отцепили, как обычно паровоз, мы с Леней наблюдали этот процесс достаточно нервно, потому что встали в туалет, а он в течение всей смены паровоза был закрыт, когда его открыли мы немног о подрались в очереди друг с другом и, успокоенные, легли еще поспать.

Поезд прибыл на станцию назначения точно по расписанию.

Лениво выгрузившись, все полезли обтирать своими чистыми телами и одеждами закопченную железнодорожную реликвию, мемориальный паровоз. Купили билеты на местный поезд и начали квасить под козырьком вокзала.

Узнав, что поезд будет лишь к вечеру, разомлевший Димка заявил, что либо он сейчас же едет на реку, либо уезжает в Москву любым транспортом. По этому поводу, схватив за руку графа, Димка отчалил ловить транспорт. Его поползновения увен чались успехом . Машину поймали с таким блондинистым водителем и начали сдавать билеты.

На сдаче билетов мы потеряли почти их полную стоимость, но эта неприятность была компенсирована комфортом последующей дороги . К нам подсела пара из Сарова,( быв. Арзамас-16) и мы тронулись. Пара оказалась веселая и молодая. Мальчик Ва дим и девочка Татьяна. Леня сразу начала западать на Вадима, там действительно было на что посмотреть. Поездка велась в страшном алкоголизме, все, включая непьющего Веньку, были до такой степени хорошенькие, что даже трудно вспомнить, как мы приехали.

Хорошо помню я один веселый момент. На половине нашего пути мы попросились у водителя в кустики и, выпущенные из кузова, ломанулись в леса. Вот тут-то со мной случился смеховой коллапс, когда я начала наблюдать попытку женского населен ия сохранить равновесие в трудных условиях лесной сантехники. Но, впрочем, что это я все об интимном.

И пить без остановки...

Выгрузившись, выпили еще и приступили к монтажу. Монтаж давался нам с трудом. Все девушки страдали головными болями, Леня завалилась спать под берегом, Андрюха отломал сразу две шпонки на шпангоуте, Пашка сломал кильсон, а уж ругалс я так страшно, что дамы бледнели. Мой капитан начал меня осуждать за то ,что я укладываю вещи в гидру, да еще и завязываю. А ума у меня было немало , потому что при загрузке нашей лодки он умудрился уронить мой рюкзак в воду. Сев в лодку , он решил осмот реть плотину , намереваясь пройти ее (сначала он хотел пройти ее без осмотра, но я его ласково отговорила) ,граф увидел плотину сверху и принял решение ее обносить. К тому же он немного протрезвел.

После обноса Вовка , Сашка и Вадим ушли вперед, а оставшиеся экипажи задержались еще на час, чтобы спасти пробитое Венькой вино в пакетах путем его употребления. К нам навстречу уже шли Вовка и Сашка, потому что предположили все вплоть до нападения пиратов, а вот до простой версии с пробитым вином не додумались, слаба у них фантазия.

Поставив палатки, причем я живу с Лилькой и Пашкой в одном доме, начали отмечать день рождения Вадима с народными песнями, танцеванием вальса и истошными криками.

У моих бедных друзей что-то не заладилось с пониманием друг друга. Пашка думал , что Лилька дуется на него за то, что он гулял со мной по перрону, и за это на нее обиделся, Лилька же утверждала, что злилась на то что Пашка ругался на в оде неприличными словами. Вся эта их психология выразилась в том, что Лилька ушла на берег петь народные песни, а мы с Пашкой стояли у костра и болтали, иногда в поле зрения появлялась мрачно настроенная Лилька в перер ывах между хоровыми упражнениями.

Напоследок Пашка обозвал меня крокодилом и отбыл почивать в печали. Мы с Лилькой немного поговорили в кустах по поводу женских проблем и тоже завалились. 31 июля

Первые опыты с моим капитаном

Это было полшестого утра. Встали в десять. Собирались ровно пять часов. День предстоял напряженный. За завтраком Андрюха отказался от кофе, мотивируя это тем, что этот экзотический напиток дурно влияет на работу сердца, в своей заботе о здоровье он сильно перетрудился и при посадке в лодку рассказывал какую-то историю, про то, как пошел в лес по малому делу, встретил там экспедицию этнографов, которые накатили ему, приняв за снежного человека. ("Сам ое интересное в этой истории то, что это вранье от начала и до конца" М. Булгаков)). На самом же деле наша печаль наклюкалась в лесу нелегально и в одну харю.

Встав на воду граф заговорил так:

-Э ! Знаю я эту первую ступень, там главное не налететь на камень , а потом сразу рвануть наперерез ,ой, как у меня башка трещит, и пойти сразу на вторую ступень , кто сказал " непроходимая", ну как может так быть, первая и третья прох одимая , а вторая нет, Тань, ну ты же институт заканчивала, там считать учат :первая , вторая , третья, я бы еще понял, если бы первая непроходимая или третья....не бойся, Татьян, мы и вторую пройдем, вот на третьей, мы ,конечно, утонем, хотя мне тонуть нельзя, у меня Ритка.

Весь этот бред заставил меня начать сомневаться в успехе нашего предприятия, но, к счастью, вместо осмотра первой ступени граф благополучно свалился под куст и начал медленно сползать во сне к реке, поэтому перед тем, как пойти любоват ься порогом, я привязала не только лодку ,но и своего капитана, причем, последнего его собственным шнурком от ботинка за тот самый куст, под которым он валялся.

На первой ступени было не очень просто пройти, а мой капитан все еще не просыпался , лишь согнул натяжением закрепляющего его ногу шнурка слабый кустик. Я обратилась через посредников к Димке с просьбой прокатить меня по первой ступени . Димка нехотя согласился, разбудил неприличными словами испуганного графа (бедный граф в панике порвал привязывающие его к кусту шнурки).

Затем Димка сел со мною в лодку, со знаменитой фразой : "Ты главное ничего не делай". Проведя нашу лодку, расшалившись, он заметил:

-С тебя стакан или это самое, -договорить ему не дали, его позвал Венька, а я осталась в недоумении, что он имел ввиду под вторым вариантом расплаты за удачное прохождение первой ступени.

Вторую ступень мы обнесли, а на третьей лодки перекатали уже уставшие нас ждать Вадим и Татьяна. Однако, Пашка с Лилькой тоже прошли третью ступень, причем, с берега у меня было такое впечатление, что не они летят в скалу, а что сейчас скала упадет им прямо на нос. Потом Лилька долго рассказывала , что в ушах у нее стоял похмельный звон, а в глазах прыгали зайчики. Некоторое время ушло у нее на выяснение вопроса о том, какому природному явлению посвящает ее капитан свои матерные сенте нции в момент прохождения порога.

Долго клеили Димкину лодку, потому что Венька решил ее провести самостоятельно и разодрал.

К следующему порогу случились замечательные события: Андрюха протрезвел и связал порванный шнурок. Четыре вала мы прошли очень стильно и я уже начала верить в то, что в трезвом виде мой капитан удачн о ориентируется на воде. Правда, Лилька сказала , что нас заливало больше всех, но это она себя не видела.

На этом пороге ребята втащили вверх казанку. Оказалось, что несколько дней назад на Сарикоски погиб мальчик и теперь родственники возвращают хозяину лодку в которой везли тело в Пески.

Пристали к острову у порога Сарикоски. На острове стояло несколько групп. Димка с Венькой пошли, порог был хитрый с поворотом и камнями. В прошлом году ничего этого не было, была , помню, дохленькая волна и все, на этот раз Димка орал очень нервно " правым-левым", а потом заявил, что больше на этот порог не пойдет. Вовка с Венькой вынули из протоки многотонное бревно и остальные лодки провели в протоке (мы испугались что-то).

Теперь был порог Кумиу, где мы высадились на камни, там за порогом нас ждали арзамасцы, отчаявшиеся в своем ожидании.

Порог Кумиу мы прошли просто сказочно прекрасно, причем, Андрюха даже у самой скалы говорил:

-Ага, правым, правым, ой , как я есть хочу.....

На стоянке Венька открыл за первые свои пороги бутылку шампанского, которую мы и распили при свете звезд. 1 августа

В десять мы встали, некоторые рыбу ловили, кто- то дурака валял , на то она и дневка. Мне очень не понравилась конструкция нашего фартука, потому что он был раза в два уже, чем расстояние между фальш бортами, я имела неосторожность пожаловаться Сашке на наш фартук, а этот хмырь, страшно искалеченный предпоходной подготовкой, сказал мне грубо:

-Жаловаться все горазды , возьми да надставь, всего и дел-то, а то дай им лодку, дай фартук и им еще не нравится...

К вечеру он раскритиковал мою работу, конечно, в ней была одна ошибка, но из-за его чмырежа у меня не осталось никакого удовлетворения от проделанных действий.

Откуда-то появились к ужину жареные кабачки, грибы и уха. Большинство народонаселения ушло спать. У костра остались арзамасцы, граф и Димка. Димка достал перцовки и мы достигли алкогольного апогея.

Вадим отнес свою даму в палатку и там исчез вместе с нею , а я, увидев, что граф добился мутности взгляда решила прояснить все возникшие у меня к Димке вопросы, тем более, что Димка был по отношению ко мне после исполненной песни про с то тридцатый ЗИЛ настроен удивительно романтично. Только лишь Димка в обнимку со мной отправился в тень рассматривать татуировки, как вдруг мой капитан вскочил с места, в три прыжка достиг нашей тесной композиции и вклинился с хрустом между нами. Затем, по дружески положив руки на плечи мне и Димке, граф начал рассказывать, что завтра очень рано вставать и что они с Димкой должны проводить меня до палатки. Дошли мы до палатки очень быстро и вяло распрощались возле нее. Справедливости ради стоит заметить , что ни мои ни Димкины чувства от графского морализма не пострадали, поэтому его отеческий порыв вызвал у нас только удивление.

А Пашка за мое питие перцовки меня раскритиковал, потому что еще не спал из вредности. 2 августа

Озера и заготовители

С помощью Вовки встали в восемь часов, а на воду к удивлению Татьяны и Вадима аж в одиннадцать, и как пошли чесать по плесу!

Под мостом у деревни Улялега на первом же перекате у нас с носа благополучно слетела моя конструкция фартука. Помянув вредного Сашку недобрым словом, ( не знаю ,правда при чем тут он ), я решила на следующей же стоянке так перешить фар тук, что захочешь снять не снимешь.

В Соддере наш ждали новости. Оказалось, что в поселке исчез мост , его снесло по течению и развернуло вдоль реки, так что теперь он мне понравился больше. К магазину для удобства туристов здесь подходит протока и , пока ребята ходили в магазин, мы телепались посреди речки, и Андрюха спал крепким сном, поручив мне за ним следить.

В Шотозере было хорошо, мой капитан проснулся и повязал себе чалму от солнца, представившись чеченцем. Иногда он подозрительно осматривал в бинокль живописные берега. Что касается непосредственно процесса гребли, то не в обиду всем ост альным будет сказано ни с кем я не позволяла себе так расслабляться на воде, как с Андрюхой, то ли у него сил, как у лошади, то ли мне его вовсе не жалко.

Показались Пески. Лена желала отправить телеграмму или позвонить, многим хотелось в магазин, некоторые остались на пляже. Вовку полюбил совершенно окосевший песковец (или песчанник) по имени Ваня. Несколько раз познакомившись с нами , он усладил наш слух пением, наконец, Вова посоветовал аборигену уйти, но Ваня запел русский романс про любовь. За этим занятием нашего гостя застал вернувшийся из магазина Сашка, он критически осмотрел Ваню и сказал: " Так, самодеятельность, понятно..." Вскоре полюбившего нас тенора увел, как норовистую лошадь , маленький пацан, потребовавший за услугу несколько спичек.

Еще немного прошли по озеру и встали на очень красивом пляже. Повесили для опознавания нашей стоянки знак "5 тонн", уворованный еще в Заставе . Димка во время перехода поймал щуку и теперь собирал грибы со спиннингом. Наконец , поели г рибов, щуку, попили перцовки и занялись созерцанием. Красота кругом какая-то просто десятибалльная, озеро блестит на солнце и шумит прибоем, сосны желтеют прямыми стволами и песок весь искрится янтарной теплотой, так и хочется остаться здесь подольше и, впрочем, были и такие провокационные предложения. 3 августа

Вовка с Димкой встали раньше всех и начали наивно искать в озере глубокое место для установки сетей. Димка отчаялся и сказал, что здесь рыбы нет (зато до фига муравьев).

Позавтракали в два часа дня. Моя судьба снова перешивать фартук, ну уж теперь он у меня вышел намного лучше, а, если бы вдруг пришлось в третий раз шить, то был бы шедевр, кроме того в мои развлечения входит заделывание в лодке мелких дыр и отверстий , что тоже не доставляет мне неземной радости, но любишь кататься, люби и впрягаться.

К обеду появились Вадим с Татьяной, а после ужина все начали играть в разные детские игры и жечь на берегу костер из хмызника. 4 августа

Честно встали рано и собрались в путь, но тут Лена заявила, что вчера ей было некогда сходить в Пески позвонить, поэтому она должна это сделать сегодня. Вернулась она с группой сопровождения только ч аса через три, Сашка заявил, что он хочет остаться здесь (что-то ему очень понравилось из гастрономии ) . Он начал уговаривать Пашку, приводя разные, очень трезвые аргументы в пользу нашей дальнейшей жизни на этом пляже. Сначала они мне казались разум ными, но, когда этот комфортофил фельдмаршал не стесняясь моего и Вовкиного присутствия начал говорить примерно так:

-Ну смотри, Паш, клея у нас нет, резины нету, впереди восьмикилометровая шивера, а у нас два экипажа полных чайников Леденевы и Андрюха с Татьяной..., я так сильно на него разозллилась, что даже слушать не стала и разговаривать с ним м не больше не захотелось, конечно, может быть Сашка правду сказал насчет меня-то это уж точно, но мог бы и не так нагло обижать народ. Кроме того, в моем ремнаборе клея было достаточно, Леденев имел пару тюбиков и Пашка сказал, что и у него есть (как выяснилось позже ни фига у него не было).

Адмирал придумал демократический метод решения проблемы : он взял мою кепку и велел всем бросать туда спички, обломанные тем кто, хочет остаться и целые ,тем, кто хочет идти дальше. Конечно мне никуда идти не хотелось, состояние моего здоровья требовало полного покоя для утомленного организма, но супротив разума( да и адмирала тоже) не попрешь, поэтому я, Вовка, Лилька, Пашка и Димка бросили в кепку целые спички это я знаю абсолютно точно. Кто-то швырнул в кепку оба обломка в зн ак непонимания проблемы. Сашка, Ленка и Леня хотели остаться, поэтому остальные обломки погоды не делали. Тут Сашке попала под хвост вожжа, он все равно решил остаться, я наедине сказала ему, что больше его не люблю, он и на это согласился, Лилька пыт алась договориться миром и вежливо предложила Сащке и Ленке остаться, чтоб не смотреть полпохода на их недовольные рожи.

На озере начался шторм, мы поделили продукты и выпили на посошок. У Андрюхи посошок не прижился, и Димка пообещал об этом рассказать на работе, Андрюха жалобно оправдывался внезапно обуявшим его приступом морской болезни. В пять вечера встали на воду. Вадим и Татьяна обещали нас догнать, Сашка обещал подумать.

"Здесь сильно штормит ,- решили мы, махнув веслами ,- приятель наш по болезни уволился..." Под этим девизом из бессмертного фильма в дождь и ветер упирались мы по озеру сначала в грустном, а затем и в более веселом расположении духа . Сильно повеселил нас Венька, рассказом об ограблении зарвавшихся заготовителей на все инструменты, ремнабор, куски ржавых гвоздей, которые Сашка носил в карманах из любви к искусству. А палатками наши сумасшедшие робинзоны махнулись с Вовкой, который д олго потешал нас изображением в лицах ночевки рослых заготовителей в карликовом Леденевском домике.

Шотозеро велико, но и оно не море, оно кончилось и мы вышли в протоку, пристав у деревни. Димка ломанулся ловить червяков, а мы отдыхали.

При входе в Вагат-озеро, как известно, расположен автодорожный мост. У этого моста устроилась на ночевку группа туристов. Наступала полночь, они укладывались спать, вдруг кто-то из них увидел нас и закричал на весь лагерь:

-Пойдем посмотрим, как деловые перекат пойдут!

-Не ,- ответили ему товарищи ,- это не деловые, это лунатики.

Получив столь лестную классификацию у незаинтересованных лиц, я так возгордилась, что зевнула под мостом бревно, мы встали на нем , опасно задрав нос и долго съезжали, звеня и подпрыгивая. Я повинилась перед капитаном и он меня п ростил, дав два наряда.

-Как это вы так умудрились? -спросил Пашка, покачиваясь на жидкой волне Вагат-озера.

-А! -протянул Андрюха со слезою в голосе ,- утопить меня хотела....

Первые волны были мелкие, а потом они как ломанулись, тут уж мы втопили со страшной скоростью, оторвались от всех, потерялись, перепутали мысы и высадились вовсе не там, где нужно. Андрюха начал стонать ,что теперь его Пашка просто до самых ребер зачмырит и мы договорились, что на мыс мы пристали вовсе не по ошибке, а сознательно, в связи с острой необходимостью.

Когда мы догнали грустную группу , выяснилось, что все стоянки уже давно заняты и свободна лишь та, которую выбрали мы с Андрюхой. Чмырить нас не стали, на что Андрюха самокритично сказал: "Дуракам везет".

Теперь, с потерей фельдмаршала, для группы было делом чести организовать хозяйственные работы правильно и в рекордно короткие сроки. Сашкину палатку без особых усилий с некоторыми моими консультациями поставили Венька с Леней, Лилькину мы все время ставили без Сашкиной помощи, а оставшиеся граждане изобрели костер. Все эти действия заняли у нас минут пятнадцать не больше ,вызвав у меня просто детский восторг. Забегая вперед, замечу, что больше подобных подвигов мы пока еще не повторял и.

Чуть-чуть приняли, поели и легли спать, потому что Димку не забрало. 5 августа

Начался рыбный день. С озера дует холодный ветер, а в заливе печет солнце, с одной стороны Гренландия, с другой Африка. Мы с Венькой ловлей рыбы не увлекаемся с детства, поэтому решили сложить камин, потому что приготовить что-нибудь на этом ветру просто невозможно. Димка с Андрюхой вырыли целую траншею, в поисках червяков, они перепахали полмыса и углубились на метр на всем протяжении своей канавы.

От изобилия рыбы уху варили двойную в накомарнике, а потом Димка еще и жарил рыбу и очень утомился, потому что ее было много. Весь день мы ждали, что придет Сашка или Вадим, но так и не дождались.

Леня и Лилька ушли в кусты, обсуждать проблемы женского здоровья и сущность мужчин, меня они из кустов выгнали, заявив, что мне об этом слушать еще рано.

Когда ложились спать, Пашка жаловался, что рыба бьет у него хвостом в горле. 6 августа

Марлезонский балет

С утра мы с Вовкой сварили очень вкусную кашу, впрочем ,я всегда варю вкусную кашу и вышли в двенадцать часов. Началась ожидаемая нами восьмикилометровая шивера с первого акта марлезонского балета, это действительно был балет, потому ч то в ней камни и волны, впрочем, на то она и шивера.

Я уже морально приготовилась к тому, что прохождение шиверы кончится для нашего экипажа трагически, раз уж мы чайники , а даже такой зубр, как Сашка отказался по ней идти. Андрюха не разделял мои паникерские настроения, впрочем, особо сильно я с ним не делилась. На очередном акте пресловутого балета, на мое высказывание о том, что камней тут до фига, Андрюха прочитал следующую физическую лекцию:

- Ты если видишь, что у нас с борта камень, а увернуться мы уже не успеваем, ты от него пытайся телом увильнуть в сторону шмыг и все, у тебя вес переместится и мы над камнем проскочим...

Тут же проверив его теорию на практике, я начала слушать лекцию дальше.

-Другое дело, -говорил Андрюха, - если мы на этот камень сядем, тогда надо слегка подпрыгивать, причем, вместе , чтоб слезть с него враскачку...

Тут же нам пришлось применить и эту теорию, обошлось очень удачно,

-А вот, например ,- продолжал Андрюха ,-если лодка перевернется ,то нужно набрать побольше воздуха и главное держать весло....

К счастью, последнюю теоретическую предпосылку мы не проверили , потому что пристали к берегу, увидев стоянку арзамасцев. Договорились с ними о месте следующей встречи и узнали, что хозяйственная чета наших друзей выбрала заготовку про дуктов леса окончательно и бесповоротно.

Пошел известный пятидесятиметровый перекат, который после шиверы показался вовсе нестрашным.

Началась любимая адмиральская деревня Киндасово. На перекате под мостом у Пашки кончилась в реке вода, и, действительно, там лежит прикрытая водой плита , которая создает впечатление Ниагарского водопада впереди, наши нервы были спокой ны, потому что мы видели, что Пашка эту плиту благополучно прошел, но он-то шел первым и в процессе прохождения покрыл бедную плиту массой незамысловатых эпитетов.

По плесу и через перекат пришли на лососевую стоянку.

Знакомые рыбаки

-Вот будет прикол, -сказал Андрюха, -если мы опять рыбаков встретим.

Как выяснилось позже, вся наша жизнь состоит из сплошных приколов, потому что рыбаки пришли сразу, как только мы установили палатки, Андрюха покаялся, что потерял адрес и не прислал им прошлогодние фотографии, они его простили и пошли в поселок отпрашиваться на ночь с работы.

Мы с Леней решили помыться. В зоне видимости телепался Димка с удочками, Леня начала стесняться, а я ее успокаивать, что , когда Димка ловит рыбу, рядом с ним может находиться целая рота голых женщин , ни одна из которых все равно не у достоится его внимания.

К ужину пришли рыбаки и принесли картошки, зелени, варенья и соленого сига. Из поставленных сетей рыбаки вынули еще сигов, сварив из одного из них уху.

Вадим отправился в одиночестве к воде чистить картошку. Я давно хотела проверить Ленькину гипотезу о неземной привлекательности Вадима , поэтому пошла ему помочь. Почему-то разговор у нас завязался на теологические темы. Кратко к оснувшись в нашей беседе истории Саровой Пустыни , и личности академика Сахарова, мы вдруг перешли к житию св. Серафима Саровского , а, имея такую тему беседы, мне никак не удавалось выяснить психическую направленность и темперамент моего партнера по очи стке овощей. С Серафима Саровского мы вскорости перекинулись на Аркадия Гайдара, но картошка кончилась, поэтому я больше так и не узнала никого из земляков нашего товарища. В процессе чистки картошки, кроме впитывания исторических сведений , я занималась еще и восхищением моим собеседником из соображений лучшего познания, поэтому всю оставшуюся часть маршрута Вадим смотрел на меня с приоткрытым ртом, а Татьяна немного вприщур.

Димка вернулся с рыбалки к ужину и убежденно сказал:

-Здесь рыбы нет!

-Как же так, нет, -возразили ему, -вот видишь, уже уха варится из сига.

Димка критически посмотрел на кипящую рыбу и категорически заявил:

-Это не из сига, это из фига...

За поглощением ухи все совсем развеселились , особенно Леня, когда рыбак начал ее дразнить, что у нее в тарелке рыбы больше всех, она вытащила из своей миски за хвост какую-то селедочку и сказала:

-Да возьми этого вшивого окуня, только заткнись.

В шесть часов утра все расползлись по палаткам.

День Ро

7 августа

Встали в двенадцать и начали готовиться к большому празднику. Я сварила гречневой кашки и, оставив ее на костре пошла побродить по лесу и поискать места для зарницы. Мне очень стыдно ,но я заблудилас ь. Сначала я этого не поняла, а потом до меня дошло, что на небе сплошная облачность, солнца нет, ветер шумит в деревьях и не слышно реки, а в кустах, похоже, вообще, сидит очень голодный и злобный карельский медведь. Для начала, я решила заплакать. Потом до меня дошло , что даже если медведь и сидит в кустах, разжалобить своим хлюпаньем я его не смогу. Тогда я решила покричать, это имело бы успех, но ветер шумел в деревьях ,заглушая мои вопли. Однако , в это время Ли лька услышала истошные крики и сказала Пашке, что подозревает, будто бы я заблудилась. Пашка в это не поверил, потому что знал меня достаточно хорошо и не мог предположить с моей стороны такого идиотизма. От предложения Лильки пойти меня поискать он отка зался, совершенно трезво мотивируя свой отказ тем, что если девушка пошла в лес, то не следует ее там пугать. Лилька решила немного подождать и пойти искать меня с Вовкой , который относился к пуганию девушек не столь трепетно, объяснив, что мало к акая девушка задержится в лесу более сорока минут, даже при очень неблагоприятных условиях.

Покричав некоторое время, я начала рассуждать логически. Недаром Пашка в меня верил. Я решила, что слишком далеко я уйти не могла, поэтому следует отметить место моего пребывания сломанной верхушкой березы и двигаться в восьми направле ниях в каждую сторону на триста двадцать шагов поочередно . На второй попытке мне повезло , я вышла к реке и теперь осталось только определить вверх или вниз по течению следует идти. Показался знакомым перекат и я пошла вниз.

Когда я вышла на стоянку меня радостно встретили друзья, которые уже беспокоились всерьез. Пашка сказал, заслушав мой рассказ, что от репрессий меня спасает лишь сегодняшний день рождения.

Наконец-то мы приступили к поздравлениям. Мне подарили говорящего попугая, неговорящую сову и сгущенки. Венька достал шампанского ,а я коньяк. Димка и Андрюха уже совсем потеряли нюх и вкус и приняли греческий коньяк за спирт разведенн ый с чаем. А может это коньяк такой был.

Пошел ливень . Мы начали играть в Зарницу и выиграла команда капитанов, хотя спорность этого выигрыша пускай остается на их совести.

Мы долго сидели под дождем и пели песни. Пришел рыбак и все пошли снимать на камеру его браконьерство. Только вымокли , но ничего не поймали. Он ушел домой около двух. 8 августа

Некоторые граждане легли спать. Пашка попытался влезть в палатку и наговорить мне множество разных приятных слов из чего я сделала соответствующий вывод о степени его опьянения. Раздумав отойти ко сн у, он улез обратно к костру. Вместо него пришел к палатке Димка и начал жалобно просить попугая. Мне было очень жалко мочить птицу, но Димка настаивал. Сначала он использовал обаяние, но его очаровательной улыбки в темноте было не видно, а на более интим ное выражение чувств он не подвинулся и начал меня подкупать антикварной блесной семнадцатого века, достав ее из-за пазухи. Блесна была в очень хорошем состоянии, я с интересом прослушала лекцию об ее истории, методах применения и биографии пойманных на нее рыб, но птицу выдать все равно отказалась. Тогда Димка пообещал завалить нашу палатку. На это я пойти не смогла и дала ему попугая.

Целый час Димка, Пашка и Андрюха учили попугая говорить пьяным голосом "Ты козел" и "Я козел ",а также свистеть и лаять. Наконец мне вернули драгоценное животное, Пашка завалился спать с трагическим всхлипом, а на поляне остались Лильк а, Димка и Андрюха. Они немного покувыркались по сырой траве, передавили все стаканы и были изгнаны в палатку суровой Лилькой. Справедливости ради стоит отметить, что Лилька не кувыркалась и стаканов не давила, а действовала, как созерцающая и сдерживающ ая составляющая оставшейся троицы.

В девять часов Вовка, я, Вадим и Татьяна встали, сварили кашу и прибрали немного растерзанную поляну после акробатических упражнений любителей поговорить с попугаем. Рыбак принес по традиции водки и почти сразу ушел.

И опять Б. Толли

Встали на воду. Осматривая Хабаковский порог, набрали грибов, грибы были хорошие, а вот сам порог не очень, потому что на выходе мы влетели на какой-то кривой камень и нервно скатывались с него, по всем правилам Андрюхиных теорий.

После плесов и порожков пошел самый красивый на реке порог Питкакоски, на котором "струя бьет от одного крутого берега до другого". Красотой этого порога, я, видимо, буду любоваться в старости, когда приеду сюда отдыхать на машине, по сторонам мне почему-то в лодке смотреть некогда.

Как только мы подошли к Б. Толли начался дождь. Никому на этот непроходимый порог идти не хотелось. Андрюха отказался от прохождения этого порога еще на вокзале в Москве, о чем меня предупредил. Не везет мне с этим порогом с детства. Л одки перекатали Вадим, Татьяна, Димка, Вовка и Венька, причем, Венька проходил порог три раза, но намека на очередную бутылку шампанского не понял.

Ребята пошли в магазин и принесли оттуда какие-то сушки и фрукты в банках. Теперь, после некоторого времени хода перед нами предстал порог М.Толли. На этот раз он показывал нам дразнящий язык, которого вовсе не было в прошлом году.

Димка бросал в язык камни, Пашка снимал прохождение, этот порог мне понравился чрезвычайно, потому что мы его прошли просто сказочно.

После неучтенного переката начался порог номер двадцать три. На выходе из порога откуда-то появились большие волны и Андрюха стал набирать воздух для выхода своих впечатлений. На каждой волне он говорил так:

-У,...у.....у.....у...у ,- и, наконец восторженно промолвил, -У б..я! (Это было единственное произнесенное им неприличное слово за весь поход, из тех, что я слышала, конечно, а ведь он по профессии водитель...)

Последние карелы

Прошлогодняя стоянка оказалась занятой и, вообще, в реке мылись какие-то голые женщины ,оскорбившие Вовкин эстетический вкус. Через два километра мы нашли место, расположились, выпили и легли спать, потому что не забирает, что зря пить . 9 августа

Вовка и Димка - фанаты рыболовы встали раньше всех и ушли ловить рыбу, я ,Татьяна и Вадим сварили кашу, причем, сорт крупы выбирал Вадим, а Пашка полдня со мной не разговаривал, потому что это была г речка.

Венька и граф ушли в Матросы, а остальные занялись сбором даров леса. Тогда, видимо, от отчаяния, Пашка предложил мне пойти собирать грибы на тот берег, потому что от брусники его уже затошнило. Мы переправились на тот берег. Природа т ого берега была разнообразная. К довольно крутому рельефу добавлялись окопы времен последней войны ,построенные по всем правилам науки фортификации ,болота, расположенные в местах свободных от окопов и червивые сыроежки.

Заблудиться мы не боялись , потому что у Пашки была карта, да и почему бы не заблудиться в хорошей компании. Наконец, когда я провалилась в болото почти по колено, Пашка решил идти обратно. Его съели комары и ноги он промочил еще на нашем берегу. К берегу мы вышли по сухой каменной дороге и увидели, что лодочку кто-то уже отогнал к стоянке. За нами приехал граф, в качестве транспортного средства.

Пашка собрался садиться в лодку, но, стоя на глиняном откосе, потерял равновесие и стал взмахивать руками, как большая болотная птица. Взлететь ему не удалось и он начал падать. В полете наша птица умудрилась вывернуться и плюхнутьс я непосредственно в грузовой отсек, раскачав крейсер и до смерти испугав Андрюху. Я села попроще.

Лилька снова обиделась на Пашку, что он не собирал с ней бруснику, а Пашка подумал, что она обиделась на то, что он собирал со мной грибы и в свою очередь обиделся на нее. Так, некоторое время они ходили обиженные друг на друга.

В этот вечер мы долго пили. Вадиму пришлось уносить снова свою даму в постель, а я споткнулась у костра об Андрюхины ноги и очень сильно повредилась аж в трех местах. Все ржали, пока Вадим не сказал, что это нехорошо, может человеку больно, тогда Пашка пошел меня пожалеть, и я решила, что пора лечь спать , пока я себе голову не прошибла.

Когда я в очередной раз вышла из палатки, народу осталось совсем мало и водка почти кончилась. Пашка заснул прямо в процессе массажа, сведя на ноль мою репутацию жесткого массажиста. Причем, когда он заснул, мне совсем не хватило ме ста в палатке, но это меня не сильно угнетало, потому что я сочиняла поэму. 10 августа

Наконец-то наступил безалкогольный день. Мы долго спали, но необходимость варить и есть выгнала нас из палатки.

Все занимались своими делами: ловили рыбу, мылись, собирали бруснику, а граф читал книгу, купленную подешевке в Матросах и пил горстями валидол от мозгового напряжения.

Заготовителей брусники душила жаба. Они позабыли об отдыхе и еде, мокрых ногах, мошке и радикулитах, они рвали ягоду с какой-то маниакальностью, как будто их дальнейшая жизнь и благосостояние зависело от количества собранной брусники.< /P>

Наконец, они успокоились и мы поужинали. Недалеко от нашей стоянки, чуть дальше в лес и к протоке, находилось какое-то строение типа сарайчик, оттуда к нам пришел дядя и, представившись настоящим карелом, завел беседу.NT>

Пашка ходил по поляне и мрачно бубнил:

-Давайте еще здесь , как в зоопарке таблички повесим "козел винторогий", "тигр саблезубый", "карел настоящий"...

Карел ушел спать. Пашка собрался послать нас с Лилькой охранять лагерь, но потом сжалился и пообещал просто стрелять в любого, кто появится на нашей поляне, в случае же если это будет кто-то свой, наш меткий стрелок пообещал извиниться . 11 августа

Выброска

Такой ливняк ! Куда там идти в Виданы. Димка пошел на разведку и выяснил, что на той стороне есть селение Половины, где проходит шоссе. Собирали и можно сказать сушили лодки. Андрюха энергично пытался содрать с носа наш многострадальны й фартук и потратил на это массу времени.

Я умывалась в железном ручье, у которого были такие склоны, что пока вылезаешь снова пачкаешься до ушей. Множество вещей я развесила на деревьях, а мои ботинки решила взять себе Леня ( впоследствии она выбросила их в Москве за ненад обностью). Полезли в гору к шоссе. Я думаю, ребятам мало не показалось с ледоколами на плечах. Долго ждали транспорт и зафрахтовали автобус, который вез рабочих в Петрозаводск.

Было холодно. Я, Леня и Лилька искали в магазинах жратвы на поезд, ребята спиртного. Неожиданно появилась уставшая пара заготовителей, которые умудрились в Песках страшно поиздержаться и заявили, что денег у них не осталось даже на хле б.

У Веньки не было обратного билета и свои железнодорожные дела он уладил к общему удовольствию прямо перед отправлением поезда.

Пьяный поезд

Расположившись в вагоне мы начали пить да так сильно, что:

1. Лилька вызвала Сашку в тамбур и поговорила с ним о его поступке.

2. Я получила его для разговора уже изрядно ощипанного и страшно зачмырила , он чуть не заплакал, но не сдался.

3. Димка покупал у проводницы пиво, а из-за того, что он не купил мне шоколадку, я села на пол и заплакала. Он взял у меня трешку и принес шоколадку, только бы не видеть женских слез.

4. Почему-то мы с Пашкой оказались аж между двумя вагонами, где он меня учил жизни, делал какие-то туманные намеки и приятные предположения. (хорошо , что мы еще оказались между вагонами, а не под ними)

5. В Волховстрое Пашка пошел провожать домой женщину с ребенком , необычайно испуганных его вниманием. У женщины он не задержался, потому что успел за время стоянки.

6. Леня упала с полки и выслушала лекцию проходившей мимо тетеньки о том, что спать нужно на полке ,а не на полу.

7. Пашка своровал у Вовки видеокамеру и Вовка чуть не убил полвагона.

8. Ко мне пристал в тамбуре тот самый дядя - сварщик , удивив меня теснотою мира. Я же удивила сварщика грубостью своих выражений

9. Я пожаловалась Пашке на сварщика, но он его не нашел, видимо сварщик направился по указанному мной адресу

10. Пашка отнес графа на руках спать и закинул на верхнюю полку

11. Лилька почти то же самое сделала с Пашкой

12. Мы пообнимались с Венькой и тоже пошли спать. 12 августа

Поздравили Пашку с праздником и, позавтракав, выгрузились на Ленинградском вокзале. Сидели мы на нем очень долго, пытаясь протрезветь, пили пиво, джин-тоник и еще что- то, потом ушли люди семейные, а мы пошли на Каланчевку. За несколько минут до отправления электрички граф пошел на какой-то склад по своим графским делам и там его арестовали, обыскали и чуть не убили, поэтому в электричку он влетел в последний момент, начисто забыв зачем он на это т склад поперся.

На Дмитровке Лилька и я остались на платформе, ребята вернулись совсем трезвые, мы их проводили и пошли в метро, где тоже попрощавшись разъехались по домам.