[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 44.

Майская Медведица.

(Рассказ о походе на первомай 2006 года по реке Медведица Тверской области от моста у пос. Городсковский до моста дороги Погорельцы-Семунино)

Действующие лица.

Леша, Саша и Миша на Щуке-3 ("Победа")

Митька и я на Щуке под названием "Крутое Pike".

29 апреля 2006 года.

Ранним утром, в десять, мы с Митькой остановились на Сретенке у скромного Лешиного особнячка. Загрузили машину, все было готово. Не хватало лишь ковриков, которые Леша уже умудрился где-то потерять. Не было еще и продуктов, но их мы намеревались купить в Твери согласно раскладке.

Сашка себя плохо чувствовала, сказала, что есть ничего не будет, и из раскладки можно ее вычеркивать. Миша сказал, что чувствует себя хорошо и его вычеркивать не нужно. На этот раз Митьке было не с кем пить, все отказались составить ему компанию, лишь Миша весело согласился, уточнив, что будет пить будет исключительно газировку.

Нарезав небольшой круг в районе Речного Вокзала, оказались в Экстриме и купили там коврики. В пробке детям стало нехорошо. Дальше, впрочем, ехали без тошнилок.

Митька плакал, что у машины что-то происходит с колесами, и жаждал найти шиномонтаж, но во всех мастерских стояли огромные очереди из печальных владельцев плохих колес. В Клину позавтракали, Сашке есть ничего не дали и она смотрела на наши бутерброды подозрительным взглядом.

На въезде в Тверь вдоль трассы с ровными промежутками стояли девушки определенной наружности. Митька и Леша тут же их приметили, долго обсуждали данное явление, заинтересовав детей своими разговорами. Общими усилиями пришли к выводу, что девушки из лесничества, юные помощницы лесников. Дети согласились, что в условиях повсеместных пожаров это необходимая мера. Но мера эта никоим образом не помогала. Трава горела на протяжении всей дороги. Огонь подходил к кромкам леса, к крайним домам деревень и сараев. Дым стоял над всей областью.

В Твери подъехали к небольшому магазину, решив там закупать еду. Леша сильно погрустнел и предложил найти магазин посолиднее. Около большого супермаркета он оживился, да и дети повеселели, бегали с коляской по залу, искали еду по списку и даже потребовали купить горчицу и баранки, чтобы было "как в Карелии". Митька прикупил одну бутылку водки и несколько пива, Леша остановил свой выбор на Балтике номер ноль, Миша - на фруктовой воде Дюшес. Мы с Сашкой специально напитки не заказывали.

До реки оказалось далеко, но река все же показалась, мы переехали мост, жители деревни подсказали дорогу непосредственно к воде. Мы развернулись за мостом, съехали вправо по крутому спуску и увидели берег. Выгрузились, разложили вещи, Митька уехал в Тверь, ставить машину. Накануне он звонил прошлогоднему таксисту Володе и очень удивился, что тот его узнал. Таксист сказал, что довезет Митьку в любые края, поэтому о доставке его обратно можно было не беспокоиться.

С другой стороны моста собиралась еще одна группа. В ней было человек 20. Напротив отрывались местные молодые рыбаки, плавая туда-сюда на резиновой лодке и привлекая рыбу профессиональными рыбацкими выражениями.

Было солнечно, но прохладно от ветра. Леша и дети собрали обе лодки и связали мешки. Митьки довольно долго не было. Оказалось, что он искал стоянку, поэтому так задержался. Машину он поставил у вокзала за 60 рублей в сутки и около семи вечера рысью прибежал к нам от моста, при этом слегка запыхавшись. На мое замечание том, что он совсем неспортивный, Митька с честными глазами заявил, что бежал непосредственно от Твери, преодолев буквально за сорок минут все эти 50-60 км. Затем он выпил водочки, раскритиковал укладку, а точнее неукладку мною мешков, загрузил лодку, и мы отчалили.

Река красивая, кругом песок, сосны и прочие милые картины. К сожалению, вода слишком холодная, да и уровень еще высоковат, мои любимые пляжики залиты. Погода радовала, в первый день в наших планах было зайти за дер. Коптино, (по карте последнюю на этом участке) и встать на шикарной стоянке. Около девяти вечера шикарная стоянка нашлась. Правда, кругом дороги, а они все равно вдоль всей реки, но на стоянке просто чудесно: длинный стол со скамейками, широкая поляна, костровище, лес, и, самое главное, ручеек, образующий замечательный водопад.

В вертикальных промоинах водопада вода стекала по корням деревьев, с веселым шумом рассыпаясь прозрачными брызгами. Лягушки задумчиво сидели под струей воды и, выпучив глаза, наслаждались красотой. Впрочем, нет, лягушки пришли на следующее утро, да и на счет брызг я сомневаюсь, мне было лень лезть через кусты и смотреть на разную ерунду, поэтому описываю уникальный водопад со слов очевидцев.

Очень быстро, (таганок рулит однозначно!) были готовы суп (Г.Бланка куриный 3 пакета) и макароны (ролтон 5 пакетов, банка тушенки, кетчуп, майонез), порезан салат (огурец, два помидора, майонез, 4 яйца). Встречающиеся названия продуктов – не скрытая реклама, а просто заметки для памяти.

Первыми отчалили спать дети, затем замерз Леша и тоже ушел.

Митька сказал, что нужно посидеть у костра еще 10 минут. Я согласилась, но мы посидели лишь три минуты, потому что мне тоже было холодно, а у Митьки нет часов. Мы забрались в палатку, Митька начал ныть, что так рано не привык ложиться, что сейчас будет, как дурачок, ворочаться до утра, что… На половине фразы он захрапел. Мне не спалось. Уже привыкшие к жарким майским праздникам, да и вообще к глобальному потеплению климата мы перестали готовиться к холодной ночевке. Раньше у меня всегда были с собой какие-то свитера, теплые штаны, шерстяные носки, шарфики и фляжки со спиртом, сейчас же я посчитала все это излишним и немного ошиблась. Пришлось состегнуть спальники. Стало более терпимо. Я уснула. По поляне носился мотоциклист, но никому он уже не помешал.

30 апреля 2006 года.

Меня разбудили детские голоса. Леша с детьми бегал по берегу. То есть Леша-то как раз лежал на берегу, а дети бегали вокруг. Мы сварили кашу (хлопья 5 злаков 250 грамм, сгущенка 3/4 банки), кофе (нескафе раств., сгущенка 1/4 банки), сделали бутерброды (хлеб, масло, сыр), а Митька все не просыпался. К полудню он очухался и с отвращением съел геркулес.

Сегодня у Миши день рождения, серьезная дата, восемь лет. Мы поздравили юбиляра, подарив ему часы и монокуляр. Леша подарил сыну телескоп, который почему-то решил не тащить с собой в поход, поэтому Миша довольствовался инструкцией от прибора.

Утром оказалось, что стоянка не так уж и замечательна. И на нашем и на противоположном берегу неподалеку виднелись дома деревень. Впрочем, люди в деревнях ведут себя тихо, возможно, там никого нет. Шумят в основном отдыхающие.

Дареный конструктором Щуки манометр Митька приделал на насос. Все стало совсем автоматизировано. Не думаю, что это ноу-хау, так как идея лежала прямо на поверхности.

Собрались, встали на воду и пошли. Проходили препятствие - остатки свайного моста, на которые сносит течение. За Лешин экипаж я даже испугалась, поскольку Леша тяготеет к экстремальному прохождению препятствий. Прошли еще немного – по берегам продолжают попадаться отдельно стоящие дома, несмотря на то, что по описанию на этом участке нет деревень. Митька выразился в том смысле, что это одна, но дискретная деревня.

Через некоторое время пути показалось еще одно препятствие – остатки разрушенной гидроэлектростанции. Причем у Митьки в карте она обозначена точкой в реке и надписью сар., в моей же карте не обозначена ничем. Справа возле стены сооружения бурный короткий проход, возможно, там доски с костылями, а возможно и нет. По моей просьбе обнесли по левому берегу метров 15 по песку пляжа и остаткам плотины, поскольку я экстремальных развлечений на этой реке не заказывала. На левом берегу за бугром тоже кусочки дискретной деревни – два заброшенных дома. Леша как-то нехорошо посматривал на препятствие, на всякий случай мы сказали ему, что ремнобора нет, тогда он тоже согласился обносить. Щуку в коротком походе носить хорошо. Взял да пошел, разгружать не обязательно, ручки есть.

Митька сказал, что основная прелесть похода для него заключается в дневном обеде. Это было откровением, потому что раньше я думала, что эту роль для него исполняет пьянство на свежем воздухе. Тем не менее, решив насладиться прелестью, мы начали искать место для обеденной стоянки. Я предложила пляжный берег, пологий песок, плавник и хмызник на берегу в качестве топлива для костра, Митька же считал, что лучше сосновая полянка и обрывистый подход к воде, поскольку песок имеет обыкновение непостижимым образом попадать в обеденные блюда. Особенно этому процессу способствуют дети, которые с удовольствием скачут возле разложенных продуктов.

Тем не менее, по моей и Сашиной просьбе встали на пляже. Мишка получил свой щелбан за прыжки по песку, а мы очередную порцию песка в бутербродах, Митька развел костер, я сварила суп (Г. Бланка гороховый, хлеб, колбаса, сыр).

Мимо нас прошли две лодки из той самой большой группы. Первый Рафтмастер, второй – Ватерфляй. Остальные их попутчики так и не показались. Пообедав, мы собрались и отчалили. Леша азартно пожелал догнать конкурентов.

На воде Митька начал высказываться по поводу того, что все недостатки Щуки, которые упоминают ее критики, для него значения не имеют, а вот достоинства ее неоспоримы для наших походов. Ему показалось, что я невнимательно выслушала эту тираду и он заставил меня повторить основные тезисы. Увидев, как телепается от берегу к берегу несчастный Ватерфляй, Леша тоже заявил, что становится фанатом Щуки. Я, в тяге к справедливости, заметила, что Ватерфляй, если не виляет, смотрится гораздо выигрышнее Щуки. Непосвященный человек, наблюдая обе лодки с берега, скорее выберет себе Ватерфляй, а Щуку примет за самоделку, чем, собственно, и докажет свое невежество в данном вопросе.

Догнали и Рафтмастер, поговорили с туристами. Они сказали, что на плотине чистый проход. Я сказала, что адреналина у меня итак достаточно. Туристы спросили про Щуку, резонно предположив, что она самодельная. Мы посмотрели на них понимающе, и пошли дальше.

Пора было искать стоянку, но я все не соглашалась, потому что, по моим расчетам, мы не прошли еще один пресловутый сарай. Осмотрели с берега подходящее местечко, решили не останавливаться. На левом повороте показался дом отдыха, затем обрывистый правый берег, левый пологий, редкие сосны, поля, на нем уже был лагерь туристов, они-то и сказали нам, что нужный мост через сто метров. Дом отдыха и есть то самое, что на карте было обозначено непонятным словом "гост". Приток Кушалы прямо около дома отдыха, мы его даже не заметили.

Мне тут недавно намекнули, что в отчетах я пишу о чем угодно, но только не о себе. Пожалуй, исправлюсь. Да, каюсь, это была моя вина, что мы дошли до конца маршрута на второй день, нужно было и на третий оставить хотя бы полчасика сплава. Но на карте вторая плотина мистическим образом исчезла, да и Щуки наши стали летать, как истребители. И петляет Медведица меньше, чем Тьма, а коэффициент я брала по Тьме. Ну и ладно. Можно весь следующий день загорать на берегу. Правда, возник вопрос, где вставать. Это оказалось проблемой.

Полезли на правый берег. Но он был весь заставлен машинами, дорогами и помойками. Митька сходил на мост и за мост, но ничего перспективного там не обнаружил. Пока Митька разведывал местность, на обрыв, под которым мы стояли, приехали люди на двух жигулях. Женщины и дети, очень толстенькие и недовольные, пошли плевать семечки с высоты, мужчины разгружали дрова из багажника. Такое соседство нам не понравилось.

Поговорили с ребятами с левого берега, встали слева чуть ниже по течению. Плохих стоянок не бывает, и, разумеется, эта была хорошая. К воде ходить далеко, рядом лишь заболоченная протока. Вдали через поле есть лес, но поле залито так, что к лесу подобраться невозможно. Для всяческих романтических созерцаний и размышлений существует хилый куст и канава, особо разгуляться негде. Но свежий воздух и картины весеннего пробуждения природы должны были с лихвой компенсировать нам все неудобства. Впрочем, альтернативы не было. Встали.

Дети притащили воды, юбиляр донес, как муравей, целую восьмилитровую бутыль, по числу лет. По просьбе Леши сварили гречневую кашу (гречка 500 гр, тушенка, кетчуп, майонез, соль). По просьбе Митьки выпили водки (Тверская на березовых почках) и запили пивом (эфес, бомбом какой-то и балтика ноль). По просьбе Миши начали жарить шашлык (две банки взяли в Твери, очень хороший). Мы с Сашкой очень неприхотливы и никаких просьб не высказывали, ели и пили, что дают.

После ужина стоянка всем уже нравилась. Вполне милое местечко. На противоположном берегу отдыхающие завели дискотеку восьмидесятых. Музыка тоже милая, но слишком уж она была громкая. Митька идентифицировал группу Кисс, а Леша удивился, что эта скромная по нынешним временам попса считалась в те годы страшным и запретным металлом. Пожарили шашлыки, дети ушли спать, мы еще посидели, выпили пива, музыка начала уже раздражать. К часу ночи все стихло. Веселая семья уехала домой. Мы тоже уже не могли больше плясать и отправились по палаткам.

Предварительно я пожаловалась Леше, что у меня мерзнут ноги, он предложил мне носки из своих запасов. Я с благодарностью взяла носки, а, укладываясь спать, похвасталась Митьке. Митька сказал, что я уже совсем обалдела, выпрашиваю носки у олигарха. Я так испугалась, осознав эту мысль, что даже побоялась использовать носки по прямому назначению, а лишь положила их в угол палатки, удивляясь своей наглости. Впрочем, ночью было холодно, всему телу, но не ногам, поскольку носки олигарха грели на расстоянии, и я уснула.

1 мая 2006 года.

В девять утра, проснувшись, мы обнаружили лед в бутылках, а рыбаки потом сказали, что лед был и у кромки берега. Соседи, однако, решили искупаться, крику было много.

Леша развел костер, Сашка сварила кашу, мы набросали в кашу шоколада и с удовольствием позавтракали. (Хлопья 250 гр., сгущенка, шоколад, кофе, хлеб, масло, сыр, вчерашние шашлыки). Леша пошел с Мишей в лес, собирать березовый сок, мы с Сашкой сидели просто так. Сначала она ловила лягушек и складывала их вместе, но они не желали жить коллективно, и прыгали в разные стороны, затем мы решали кроссворды. Кроссворды, к сожалению, были не детские. В них попадались разные глупости. Но пока все было терпимо. Вернулись Леша с Мишей, проснулся Митька, отказался от завтрака и пошел на разведку.

Связи не было. Дороги к мосту тоже. Конечно, это было не так критично, таксист Володя обещал, что если мы не выйдем на связь, то он подъедет к мосту в шесть вечера. Осталось решить проблему, как добраться до моста. Наконец, Митьке в голову пришла оригинальная мысль доплыть до него на лодках. Собрали вещи, пошли. Остановились у моста. Митька все пытался дозвониться, но все попытки были тщетны.

Наш олигарх, прогуливаясь, затормозил тачку с рыбаками, возвращающимися в город. Они согласились подождать, Митька быстро достал документы и ключи и отчалил в Тверь.

Мы перетащили вещи под мост, положили сушить лодки, пообедали бутербродами с сыром, горбушей, кетчупом и майонезом. Миша с Лешей пошли снимать бутылку с соком, Сашка дружила с жабой. Жаба так смешно ходит, как черепаха, наблюдать за ней одно удовольствие. Наконец, добрая Саша сжалилась над бедным животным и отпустила его гулять. Вернулись с бутылкой сока Леша с Мишей. Мы решали кроссворд дальше. В нем попались совсем уж дурацкие слова, мы перешли к сдуванию и складыванию лодок. Лишь только мы это сделали, как приехал Митька. Загрузили все в машину, поехали. Оказалось, что и в Твери, где была связь, телефон таксиста не отвечал. Рассчитали, что с дороги Володя никуда не денется, так и получилось, он ехал навстречу, по договоренности к шести часам, за что и был с благодарностью остановлен и премирован. Все остались довольны.

На окраине Твери Митька увидел шиномонтаж. Он заскочил внутрь и принюхался. В отличие от всех других шиномонтажей, на этом мастера были трезвые. И очереди не было, одна машина с проблемным колесом. Но колесо попалось заковыристое. Мастера все возились и возились. Подождав чуть-чуть, Митька выпросил домкрат и баллонник, сам открутил колеса, сам отнес их на центрифугу, сам приделал к ним грузики в нужных местах, затем сам же и прикрутил колеса на место. Семейство олигарха с интересом наблюдало такие сложные манипуляции. Мастера в шиномонтаже застеснялись пригласить Митьку к ним работать, но это желание светилось в их наивных взглядах.

Машина пошла гораздо лучше. До Клина мы доехали в один момент. Там с удовольствием поужинали. На этот раз угощал олигарх, все проголодались и заказывали столько, будто бы собирались кормить слона.

В Солнечногорске, как обычно, встали в пробке, но дальше пробок не было. На этот раз дети не спали, спал Леша. На Маяковке он проснулся и очень удивился, что уже Москва. Выгрузили семейство олигарха, сами доехали до дома, разгрузились. Около полуночи были дома.