[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 60.

Дети на Судогде.

(Первомай на реке Судогде от поляны чуть ниже г. Судогда до Пенькино на Клязьме. 1-3 мая 2010 года.)

Действующие лица.

Миша, Маша, Федя и Денис на Щ-4

Володя, Валя, Андрей и Саша на Т-3

Два Вани на Щ-2,

Катя на Щ-1,

Митька и я на Щ-2.

Взрослых 7, детей – 6, если экипаж из 14-ти летних Вань тоже считать детьми.

Судогда – правый приток Клязьмы, а Клязьму я очень люблю, поэтому речка заинтересовала меня еще давно. Но то не было возможностей, то единомышленников, потому что Митька всегда обхрюкивает Клязьму, уверяя, что она ему уже надоела. Притоки же Клязьмы, после Луха, он вообще за реки не воспринимает. Перед праздниками получилось так, что Маша спросила у нас, какую бы речку мы хотели посетить. Митька поручил отвечать на этот вопрос мне, а я, разумеется, выбрала Судогду, в которой меня привлекли обещанные описаниями песчаные берега и отсутствие препятствий. Немного смущало нас то, что, на эту речку, если верить Интернету водят группы аж девять коммерческих фирм, но мы решили на этот раз информации не поверить.

Заказали транспорт от Владимира до Судогды и от Пенкино до Владимира.

1 мая 2010 года.

В кассовом зале вокзала стоял очень подозрительный мужчина  и продавал всем билеты. Мы решили на всякий случай билеты купить, нарушив традиции. Тут же нам встретился Миша, который тоже мечтал обилетиться. Выяснилось, что по социальным картам этот подозрительный продавец билетов не продает, поэтому Мише пришлось идти в очередь. В кассах же требовали предъявить на каждую карту детей, документы, сличать пол и т.д. Миша плюнул и купил на все семейство билеты до Кускова, надеясь на то, что дальше попадутся адекватные контролеры.

Мы с Митькой и Катей побежали на платформу, чтобы попытаться занять места, а ручную кладь-пакетик с разной мелочью, включающий и фотоаппарат, я благополучно забыла. Пришлось звонить, чтобы мне его принесли. Я почувствовала себя настоящим лохом.

Владимирская электричка первого мая – это отдельная и не раз спетая в моих заметках песня. На этот раз небо хмурилось, что давало некоторую надежду на малочисленность дачников. Однако дачников было достаточно. Впрочем, мы умудрились разместиться сидя. От вокзала электричка отошла уже с набитыми тамбурами и проходами. Особо фанатичные дачники все же умудрялись заходить на следующих станциях. До Петушков прошел контроль подмосковный, взял с безбилетников определенную таксу. После – контроль был уже Владимирский, он брал чуть больше. Впрочем, билеты у нас были, о чем я жмотливо жалела.

Больше трех часов в электричке сидеть очень грустно, но это лучше, чем, как в прошлом году, три часа переезжать МКАД в автобусе.

Во Владимире выход пассажиров из вагонов на привокзальную площадь организован со всем размахом неудобной бестолковости несчастной Родины моей. Узкие проходы пешепровода над путями упираются в выходные турникеты, поэтому толпа стиснутых людей с детьми, колясками, тачками и сумками движется очень медленно, приставными шагами.

Мы с Ваней несли вдвоем лодку и у меня уже даже рука отсохла, не сколько из-за того, что лодка тяжелая, а в знак протеста, потому что надоело. Выходили мы на площадь около получаса.

После такой поездки и выхода кое-кто побежал в магазин, кто-то в туалет. Мы с Машей дошли до туалета, увидели очередь еще на полчаса и повернули обратно.

Газели уже были на месте. Загрузились, поехали. На окраине Владимира по нашей просьбе водитель остановил нас у магазина. Пока часть группы ходила в магазин, остальные наблюдали развлечение в местном парке культуры: человека запихивают в прозрачный шар и скатывают с обрыва в речку. Впрочем, в последний момент, шар, кажется, ловили.

Поехали дальше и довольно быстро были на реке, ниже города Судогды у моста. Водители потребовали предоплату за обратную доставку и уехали. Мы начали обедать и собирать лодки. У Маши для одного супа продукты были натуральные: капуста, картошка, морковь, мы решили, что таскать их до какого-то особого случая совсем не обязательно и начали чистить овощи в суп. Щи получились очень хорошие. Погода налаживалась, потому что дети вырезали из старого пня идола и щедро накормили его крошками хлеба.

Река оказалась неплохая, течение волочет, пляжи залиты, но вода уже сходит и кое-где встречаются заманчивые выходы песка. Однако о купании еще никто не помышлял. Темп нашей ходьбы был не очень напряженный, поэтому я валялась в лодке и наблюдала за пробуждением природы. Несколько раз собирался дождь, но лишь немного накрапывал и прекращался.

Стоянку нашли на правом берегу. Берег был высокий, но мальчишки пообещали сделать причал.

До стоянки нужно было еще немного дойти, Денис был на берегу, Миша позвал его садиться. Денис оступился и окунулся у берега. Сначала он опешил, затем вода дошла до него сквозь одежду, и мальчик решил зарыдать.  Некоторое время он повисел между берегом и лодкой на спасаке, затем Миша сжалился и достал ребенка из воды. На стоянке мелкого ныряльщика тут же переодели и утешили.

Утешение бедного мальчика длилось недолго, буквально через полчаса, ему по неосторожности попало от зазевавшегося брата веслом рядом с глазом. Но и эту трагедию Маша как-то разрулила.

Мы с Митькой поставили палатку около елочек, я стала бояться клещей, поскольку кто-то их уже видел. После ужина Володя и Валя пели, пьющие пили какую-то красную жидкость, мы же с Митькой, как абсолютные абстиненты, отказались принимать участие в посиделках, а пошли в палатку хихикать и дрыхнуть. Все угомонились рано, потому что устали.

2 Мая 2010 г.

С утра дежурили Валя и Володя, они сварили мюсли, раздали бекон и какое-то сладкое. Еды в майских походах обычно хватает, в них не ходят, чтоб похудеть. Еще с вечера мальчики сделали сносный причал, лодки стартовали с него. Мы с Митькой загрузились с обрыва, чтоб не потерять квалификации.

С одного из берегов очень пьяный дяденька стал предлагать нам шашлык «вот из этого барана». Вокруг дяденьки бегали коричневые кабанчики и дружелюбно махали хвостами. Вступать в зоологические дискуссии мы не стали.

В этот день на реке встречались какие-то плотинки и разрушенные мосты. На одной из размытых дамб в сливе на бревне прочно сидел Таймень плановой группы. Наш молодежный экипаж из двух Ваней, пройдя по слалому в зарослях, вышел в озерцо и кто-то из подростков предложил потерпевшему лайнеру помощь.

-А чем вы поможете? – спросила одна из девчушек, бегающая босиком по бревну.

-Ну, столкнуть вас, например, - предложил молодежный экипаж.

-А вы сможете? – спросили терпящие бедствие.

-Не-а, - честно сказали мальчишки, оценив свои возможности.

Помогать экипажу пошел Митька. Пока он снимал с бревна плановый Таймень, капитан счастливого судна рассказал ему печальную историю о том, как пилил какие-то сучки между стрингерами, и как в лодку вошло бревно. Митька реально пожалел девчонок и удивился тому, что капитан даже не поднял с места свою стокилограммовую тушку. Мы решили, что он просто остолбенел от испуга.

Подошел и наш Таймень, Миша направил его в правильные заросли. Мы с Дениской прогулялись по дамбе и сделали несколько красивых снимков. Затем все снова тронулись в путь.

Наступало время обеда. Припекало. Решили обедать на пляже, чтоб совместить еду и купание. Но красивый песчаный выход был на безлесном мысу. Чуть ниже по течению в высоких сосняках обедала плановая группа. Мы решили подождать, когда они наедятся и тоже поесть культурно в деревьях. Федя сказал, что он обязательно искупается, разделся и стал пытаться зайти в воду. Его пример оказался заразительным. Федя еще даже не замочил коленок, но все уже попрыгали в майскую водичку, выскакивая оттуда, как ошпаренные. Наконец, погрузился  и Федя и даже немного поплавал.

Миша пошел на разведку и вернулся, как Бумбараш, с известием о том, что «офицер уже какаву допивает». Мы  сплавились до места обеда и, оставив лодки в заводи, полезли на бугор готовить еду. Маша сварила суп, Катя раздала колбасу и конфеты. С бугра открывается чудесный вид. После купания Федя охрип, а Ваня Ш. стал хлюпать носом. Остальные вроде купались без последствий. Впрочем, Ваня Ч., Митька и я не купались. Я подозреваю, что мы были самые умные.

После обеда мы прошли еще немного и начали искать стоянку. На реке стало больше народу и строений, попадались настоящие дворцы. Стоянку нашли с хорошим подходом к воде. За высоким берегом была полянка, переходящая в пересыхающие старицы. Вдали шумела дорога, но подъехать к полянке мог только очень большой джип, поэтому никто не подъехал. Дежурили опять Миша, Маша и Катя, они сделали пюре, которое группа стала поедать очень быстро и просить добавки, начался эффект второго дня похода – растущим детям стало не хватать стандартных порций. Но хлеба было вдоволь, к чаю к тому же полагался тортик. Наелись все.

Володя смешал со сгущенкой водку, взрослые немного выпили, дети где-то бегали. Митька с Денисом пошли гулять по тропе, «ловить тигров», «охотиться на кабанов» и встретили в лесу Мишу. Миша кабаном быть отказался, поэтому вся троица вернулась. После этого мы пошли спать. К тому времени меня уже один клещ укусил за живот, а второго я сняла с руки. Клещи еще молодые и глупые, кусаются больно, топчут кожу своими копытами ощутимо, поэтому с ними еще можно бороться. Впрочем, клеща из пуза Митька вынимал мне довольно долго.

Митька стал сильно бояться клещей, закрылся в палатке и притворился неподвижным, в надежде, что они его не найдут. Я тоже пошла спать. Засыпая, мы слушали пение от костра. На этот раз ребята сидели и музицировали довольно долго.

3 мая 2010 г.

Завтрак - наше с Митькой дежурство. Обе ночи шли сильные дожди, поэтому Митька разжигал костер из мокрых дров. Сначала он прикалывался и искал у костра регулятор газа, затем все же закипятил воду. Я сварила пшенку с изюмом, порезала мясо и разложила шоколадки. Нам помогал деятельный Денис. Затем мы прокричали побудку, Маша попросила не будить Федю, потому что мальчик перекупался вчера, и у него болело ухо. Позже выяснилось, что у Феди еще и зуб выпал. С утра он был практически здоров и, хотя от завтрака отказывался, но жвачку жевал с удовольствием.

У проходящего рыбака я узнала, что до Спас-Купалища, где расположен монастырь всего два километра. Нам нужно было идти еще и за монастырь, но как долго никто не знал, потому что за монастырем у нас кончалась карта, Митьке лень было ее дальше распечатывать.

Мы вышли и через некоторое время петляний впали в Клязьму. Нет, сначала на изгибе реки на переливе, Клязьма впала в Судогду, но потом береговая обстановка исправилась. Монастырь, похоже, недавно отреставрирован, он живописно возникает на берегу сквозь дымку первой зелени. Плановая группа, похоже, пошла на экскурсию, для купания в источниках, которые, как замечено в описаниях «исцеляют от пьянства и блуда», мы же проплыли мимо, лишь полюбовавшись открывшейся картиной.

Таймень наш сильно приотстал, а мост все не появлялся. Наконец, после продолжительного бултыхания веслами в разлившейся Клязьме, мы увидели мост. Предваряют его брутальные опоры старого моста построенные с размахом бывшей великой страны, не жалеющей металла.

За мостом мы выгрузились. Разборка лодок и обед заняли не очень много времени. Таймень тоже подошел. Мы втащили вещи в гору, где нас уже ждали газели. С водителями мы договорились о доставке в Петушки, а не во Владимир. В Петушках меньше народу и больше электричек. Дорога была хорошая, только ремонтируют мост через Вокшу, поэтому стоит пробка. Наш водитель объехал ее через лес. Водитель же газели с вещами оказался менее наглым, нам пришлось дожидаться его в Петушках.

В Мише неожиданно заиграл гормон пассионарности, на отсутствие которого он жаловался накануне. Миша придирчиво выслушал озвученную таксистом сумму, сказал, что ему нужно подумать, начал выяснять у всех окрестных водителей километраж до Владимира и торговаться.

Наконец, все расчеты сошлись, за дорогу туда и обратно группа должна была семь тысяч с зачетом заранее выплаченных денег. Миша стал собирать деньги с десяти с половиной условных человек, при этом выходило с каждого по полторы тысячи. Митька заметил, что это антинаучно, я обозвала Мишу гуманитарием, Миша же оправдывался тем, что он не гуманитарий, а теоретик, а числитель и знаменатель он начал путать еще в третьем классе.

Мы не стали покупать билетов, остальные же купили. Перетащили вещи на платформу. С моста можно было пройти лишь через «перронный контроль» - трех мальчишек в  камуфляже. У меня и Митьки, впрочем, билетов не спросили, полагаю, что за время своих вылазок во Владимирскую область мы сильно примелькались в Петушках и уже принимаемы за местных.

Контролеры, правда, еще не узнают нас и не говорят при встрече: «что, опять, как обычно, Москва-Петушки? Сто десять грамм…»

Мы расположились на платформе, поджидая электричку, и тут меня от ностальгической окружающей обстановки посетили воспоминания, а затем и фантастические видения: стало казаться, что сквозь череду прожитых лет смотрят на меня знакомые физиономии школьных друзей. Я пригляделась. Видение меня не замечало, а деятельно собиралось грузиться в подходящую электричку, держа два рюкзака и ребенка. Это оказался вполне себе реальный Сева, совершивший в праздники с дочерью маршрут Усад-Костерево. Мы расцеловались и, погрузившись в поезд, предались рассказам.

Взрослые сели в одном отсеке, мальчишки в другом, мы же с Севкой, Митькой и Анькой у входа. Сева рассказал, что жена отпустила его на выходные с дочерью в водный поход, сама же осталась дома с пятимесячным сыном. В походе им было хорошо, приключений никаких, кроме дождей они не испытывали, но уже в Костереве, у них начался «день сурка».

Дотащившись до привокзальной площади и узнав, что электричка будет не скоро, Сева поймал такси и доехал до Петушков. Таксист очень радовался Севе, ребенку, рассказам и вообще праздникам и дал Севе карточку фирмы-перевозчика. Сева уж было вознамерился карточку выбросить, но почему-то передумал и сунул ее в карман. И не зря. Веселая парочка приехала в Петушки, поела мороженого и, купив билеты, отправилась в электричку. Там с комфортом расположившись, они благостно стали дожидаться отправления, машинист сказал «Осторожно, двери закрываются, следующая станция Костерево». Разумеется, Сева не успел выбежать из вагона со всеми своими пожитками и через двадцать минут вновь оказался в исходной позиции для выброски. Тут уж он позвонил в фирму, приехал таксист, у Севы началось дежавю, а таксист стал предлагать ему платиновую карточку постоянного клиента.

Мы немного повоспитывали Аньку, мотивируя это тем, что не можем остановить свою педагогическую деятельность, так как возвращаемся из детского похода. Объекты нашей прежней деятельности, играли в карты и на весь вагон препирались по ходу игры звонкими детскими голосами.

Прошли контролеры. Митька дал им по стольнику и сказал, что билетов не надо. Контролеры жутко обиделись и стали на весь вагон распекать Митьку за незнание традиций, дескать, без билета цена пятьдесят, а отнюдь не сто! Митька сконфуженно взял один стольник обратно.

В Кусково мы попрощались с группой и вышли. Анька стала ныть, что хочет в туалет, ей предложили кустик. Она начала выпендриваться и кривляться.

-Так, Ань, мне кажется, ты вовсе не хочешь писать! – сказала я ей, - пойдем уже домой.

-Я не хочу? – возмутилась Анька, - сейчас я вам всем покажу, как я не хочу писать! – и полезла в кусты.

Мы посмеялись, дошли до перекрестка, попрощались с Севой и отправились восвояси.