[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 80.

Жаркое полярное лето.

(Поход с 18 июля до 3 августа 2013 года по реке Тань-Ю от Пятиречья до Лагорты-Ю, по Лагорте-Ю и ручью до Большой Лагорты и по Лагорте и Войкару до Вершины Войкар.)

Предыстория.

Поскольку лень является одним из определяющих качеств моего характера, план похода мне сразу не понравился, в нем подразумевался подъем против течения и последующий волок. Но ребята заявили, что это все ерунда, что нести там несложно, типа иди себе по тундре и посвистывай. Ну, я согласилась, конечно, что же не соглашаться-то, когда можно идти и свистеть! Главное, чтобы медведь там же не ходил, а то хоть свисти, хоть не свисти, результат может оказаться один.

Участники похода:

Рома и Женя на Щ-3

Лена на Щ-1

Саша и Миша на Щ-2

Митька и я на Щ-2

18 июля, четверг.

Мы с Митькой заказали такси и перезаложились по времени, опасаясь пробок. Но все прошло очень быстро, и мы оказались на вокзале за час до отправления поезда. Считая себя уже окончательными балбесами, мы подошли к месту встречи и обнаружили там Рому и Женю. Они рассказали историю о том, что однажды заказали такси, а таксист, увидев их, тут же уехал, до дрожи испугавшись рюкзаков. С тех пор они заказывают такси на час раньше. Митька пошел за водой, потом встретил Лену. Лену провожал приятель. Дети опаздывали на пять минут. Они пришли, и я их обхрюкала. Повлеклись к поезду.

У нас очень милая проводница, всем улыбается и делает комплименты. Мы съели что-то и улеглись спать.

19 июля, пятница. Весь день, как и положено в поезде, спали, ели и играли в шарады. Поскольку теперь мы не только в поездах, но и вообще не пьем, то, разумеется, писать стало не о чем. Рома выпил пива, но до кондиций, достойных мировой литературы ему было очень и очень далеко. Да и кто когда был замечен великими писателями после двух банок пива?

20 июля, суббота. С часу дня начали готовиться к высадке. Вышли благополучно на станции Харп, впрочем поезд стоит долго. Нас встретил водитель, он же геолог, он же экскурсовод и немного рассказал о чем-то местном. Затем на своей небольшой машине он стал нас перевозить частями на стоянку вездеходов.  В дороге геолог еще что-то рассказал про достопримечательности, про реки, зону и также встреченного в тундре медведя, который спросил, когда его будут кормить, и которому водитель обещал привести туристов пожирнее. Мне про медведя не понравилось, но я решила, что экскурсовод шутит, потому что нормальный медведь все равно не разговаривает.

С площадки вездеходов ребята поехали в магазин, чтоб закупить недостающих продуктов. Нужно сказать, что все продукты, кроме хлеба, в Харпе оказались нормальные. Хлеб же раскрошился прям после покупки, а потом еще и заплесневел. Хотя, это может доказывать и то, что это наоборот хороший хлеб.

Мы должны были ехать в связке с другим вездеходом геологов. Экскурсовод вел их вездеход, а наш, поновее, другой водитель.

Геологи немного поговорили с нами о природе. Их было четверо, один из них, ну совсем прямо геолог-геолог, если его фотографию выложить где-то, то сразу все угадают его профессию. Еще было две тетеньки и молодой совсем мальчик. Тоже экологи и геологи.

Места в вездеходе были в кузове, в кабине и наверху. Всем хотелось наверх, поэтому решили меняться. Первая очередь ехать в кузове была у Ромы и Жени. Мне, как самой вредной, досталась кабина. Вездеходы развернулись, водитель помог мне подняться в кабину, видимо решив, что я совсем уж старая развалина. А я просто не знала, на что можно в этом вездеходе наступать и не сломается ли он от моих упражнений. Все следующие разы я в него запрыгивала просто прямо с разбега, как горный орел. Или горная коза.

Дорога была красивой и пока что очень даже ничего. По ней умудрялись ездить и обычные машины. Наконец, мы свернули на вездеходку, стали форсировать реку и наш водитель наехал на камень.  То ли гусеница сломалась, то ли колесо, но мы остановились для ремонта. Вдали виднелись горы, текла небольшая речка, везде  была равнина, не отягощенная кустиками. Пришлось идти прогуливаться очень и очень далеко. Впрочем, ремонт продолжался долго.

Наконец, мы поехали дальше. Рому и Женю выпустили на волю и их место в кузове заняли мы с Мишей, а Саша села в кабину. Или наоборот, я уже не помню, кто и как перемещался за время нашего путешествия на вездеходе, ведь ехали мы 11 часов.

По дороге встретили еще один сломавшийся вездеход, наши водители пытались помочь, но водитель сломанного был какой-то тихий, (Митька потом заметил, что водитель этот был пьян в с…). Наши водители оставили нужные ключи и уехали.

Еще помню, что останавливались возле снежника, очень и очень грязного, уже на большой горе. Внизу даже текла то ли река, то ли ручей. Мы с Митькой сходили туда на экскурсию.

На Хараматалоу остановились выпить чаю.

Нужно сказать, что с каждым годом я все больше и больше замечаю, что ко мне приходит способность спать в разных неудобных состояниях. Нельзя сказать, что в кузове было хорошо. И трясло и душно и пыльно и мешки какие-то валяются, но я уснула очень удачно.

В детстве я всегда завидовала гениальной способности своей бабушки быстро засыпать в электричке или в автобусе сидя. Или даже в очереди. Мне казалось, что я, сидя, никогда не смогу уснуть. Еще как смогу! Генетика трашная сила. Жду с нетерпением и некоторым ужасом, когда начну засыпать стоя.

Где-то, то ли до чая, то ли после, мы остановились на каком-то озере и геологи выловили из него много хариуса. Я пока еще в хариуса не верила, поэтому на меня их 60 хариусов впечатления не произвели.

21 июля, воскресенье. И вот, наконец, мы приехали на Пятиречье! Светит жаркое солнце, мы поставили палатки и легли. Спать на такой жаре очень сложно. Периодически все вылезали и купались. Что-то поели и, собрав лодки, пошли.

Река Тань-Ю оказалась для меня очень впечатляющей. Сразу же начались такие залихватские перекаты, что оставалось лишь визжать. Впрочем, камней в струе, кажется, не было, иначе мы там бы и закончили свой поход. Буквально за полчаса пролетев положенный участок реки Тань-Ю, мы увидели впадение Лагорты-Ю. Там Женя и Митька поймали по первому хариусу. Я продолжала в хариусов не верить и считала случайными рыбами.

Начали подъем против течения. Рома и Женя сразу усвистели вперед, Митька пошел за ними, а у остальных лодок дела не ладились. Дети стояли на месте, а Лену даже сносило обратно к устью, хотя она отчаянно сопротивлялась, у нее не хватало веса, чтоб удержать лодку. Кроме того, камни сильно скользили. Меня это удивило, потому что мои сандалии вообще на любых поверхностях раньше держали меня, как влитые, а тут я тоже скользила и падала вместе со всеми.

Как после оказалось, эти несколько сот метров при впадении Лагорты-Ю были очень сложными, большое течение, камни и неудобное дно. Там Митька ударился ногой, но героически терпел боль.

От жары и нагрузки все пили много воды, благо в ларек за ней ходить было не нужно, ибо она в реке очень даже вкусная.

Митька выслушал жалобы детей и Лены, а затем привязал их лодки к своей. Теперь продвижение стало более-менее поступательным. Пройдя почти 4 километра, мы остановились на стоянку на левом берегу. Нет, географически она была на правом. Когда идешь против течения, сложно ориентироваться правильно. Стоянка была каменистая, и мы приноровились как-то вынимать камни из-под палатки. Дети, не имеющие термарестов, стали ныть, что у них все болит. Впрочем, других мест для палаток заготовлено не было. Помню еще, что на этой стоянке Митька ходил к комарам с прибором от комаров и ему очень понравилось. Я пошла с ним в кустик параллельно, у меня прибора не было и мне, напротив, не понравилось.  Комары своих впечатлений о приборе не оставили, видимо умерли.

Вечером ели салат из двух хариусов с луком и майонезом. По мне чисто селедка, но, когда осознаешь, что это хариус - редкая рыба, проникаешься и вкусом.

22 июля, понедельник. Жара продолжается, позже шести часов утра в палатке могут спать лишь мазохисты. Приходится выходить и окунаться в реку. В реке вода уже даже не холодная, вполне можно заставить себя купаться.

Съели пшено с сухофруктами и пошли дальше проводиться. Рома привязал к своей лодке Ленину и героически ее вез. Опираясь, он сломал, кажется, все четыре лопасти от весел, но Женя нашла ему неплохой дрын, чтоб он лучше его ломал. Разбирали пороги, чтоб можно было провести лодку. Река совсем не приспособлена для ходьбы против течения, но ребята как-то справлялись. После нас она становилась, конечно лучше, но не идеальной. Кто не проводил лодки, шел иногда по берегу, а иногда и в воде. На берегу мы боялись медведя.  У Жени была дудка, которой можно было якобы его пугать. Мы периодически дудели в эту дудку, а потом Лена ее где-то благополучно посеяла. Медведь, видимо, был очень доволен, когда ее нашел.

На обед встали на небольшой полянке наверху. Это был левый берег, недалеко шла вездеходка. Ребята предложили нам не ломать ноги на отмелях и каменистом берегу, а идти по вездеходке. Митька специально сходил к ней и убедился, что медвежули там нету. Но мы не захотели идти по вездеходке, по камням было веселей. Впрочем, эти склизкие обломки уральских гор к концу дня стали уже сильно меня нервировать. Особенно я опасалась за сандалии. Но они выдержали  с честью. Хорошие тапки, хоть и скользили.

За этот день мы прошли около 10 или даже больше километров и встали на правом берегу у порога.

Сначала мы увидели на левом берегу (для нас на правом) какие-то туалеты, но там стоянка никому не понравилась, видимо на нее вездеходчики возят рыбаков. Мест для палаток там нету.

Тогда мы встали напротив, как я уже говорила, у порога.

То есть это был не порог, а объезд отмели, но мне его хотелось считать порогом. Это была очень милая стоянка, ее я помню. Мы обозначили куст слева, как «девочковый» и стало совсем хорошо. Впрочем, Митька сказал, что «девочковый» куст ему нравится, и он будет в него ходить и гулять там.

Пока разгружались, Рома поймал хариуса, но больше рыбы не было.

Купались в перекате, ужинали, легли спать не очень рано, Миша все пытался нам доказать, что ложиться нужно как можно раньше, потому что с утра спать невозможно, но пока ему все еще не удавалось продвинуть свою теорию.

23 июля, вторник. Хариус не ловился и с утра, хотя мы долго купались в перекате, пытаясь его привлечь. Река становилась все мельче и мельче и, наконец, мы вошли в новый приток. Он был совсем малявочный, заросший лопухами и вокруг пахло, как Митька любит выражаться «кормом для черепах». Недалеко от устья притока мы пообедали, потому что в притоке вода была уже не очень хорошая. Позже по чужим описаниям я выяснила, что этот приток называется Ольга-рузь, по имени девочки, что его так назвала.

В притоке иногда были совсем непроходимые места, а иногда прямо настоящие озера. Мы отвязали лодки, бойцы проводили их сами, а иногда с помощью. Приток разделяется на какие-то протоки, мне кажется, что по нему, если разведать, можно было вообще дойти почти до Лагорты и не верблюдничать на волоке. Впрочем, это я сейчас такая умная, когда уже все позади.

Вылезли из притока там, где начинается волок. Первая партия пошла с вещами, мы с Леной остались. Немного пожгли костер, потом решили просто так не сидеть, а челночить. Свернули оставшиеся лодки, упаковали штучные вещички в мешки.

Тут пришли Рома и Митька. Они сказали, что идти три с половиной километра. Рома отнес нам какую-то лодку к первому пункту челнока, и они с Митькой, вновь нагрузившись рюкзаками, ушли.

Несмотря на то, что Рома и Женя все свои вещи унесли, вещей почему-то оставалось очень много. Во-первых  Ленин рюкзак, который она может пронести лишь десять метров,  я чуть больше, но без удовольствия, во-вторых детская лодка, Ленина лодка,  рюкзак с продуктовыми мешками, хозяйственный мешок и еще какая-то неудобноносимая фигня. Мне очень хотелось поныть, но Лена таскала вещи довольно весело и мне, при взгляде на нее, такую мелкую и меня такую немелкую, становилось как-то неудобно ныть. Один раз Лена высказала мысль, что в принципе хочет есть. Я сказала, что есть не хочу. «А чего хочешь?» - спросила она. «На работу хочу!» - огласила я воплем окрестные прекрасные горы. А кругом было действительно красиво, я знаю, мне потом рассказали. Мы с Леной сделали уже два или три челнока метров по двести и тут пришел Митька. Он начал челночить с нами, уверяя, что сейчас кто-нибудь придет. Рома же видел, сколько осталось вещей, и, даже, если он решил, что мы все это упрем, то идти минут сорок. Через час начнут волноваться и выйдут навстречу, ведь если половины группы нет в лагере полночи, то другой половине не может быть все равно. Но никого не было, лишь красота окружающих гор оттеняла светлую и тихую полярную ночь.

24 июля, среда.  Мы начали всерьез переживать, что в лагере что-то случилось, но потом решили дочелночить до ручья, потому что ручей для меня был рубежом, где остается совсем немного, а в лагере все же есть помимо детей и взрослые. Мы дошли до ручья. Митька расстроился, что кто-то унес его ботинки, которые он просил не уносить. Также он жаловался, что ноги у него стали, как у попугая, что теперь он уже может сидеть, держась ими за жердочку.

После ручья рюкзаки стали как будто втрое тяжелее, но настроение поднялось, потому что осталось уже немного. Мы все-таки сделали это! Дошли до лагеря. Было 4 часа утра. В лагере все мирно спали. Детей даже не смутило отсутствие пенок и ужина. Устали, понятно.

Расставили палатку, легли спать. Лена сказала, что ей очень все понравилось, особенно красота природы, но стоять она уже не может и тоже ушла.

Встали опять от жары и направились купаться. Группа уже гуляла по берегам. Миша, встреченный нами на пути к реке, высказал претензию, что вот он и вчера не ужинал, и сегодня мы идем купаться, вместо того, чтоб сготовить ему завтрак. Мы извинились и пошли плавать в речке.

Вода в Большой Лагорте тоже прозрачная и очень вкусная. Купаться в ней хорошо, особенно если выбрать правильное место, где не так холодно.

После завтрака мы пошли по новой реке. На ней мели и перекаты. Наконец-то я поверила в хариуса, потому что одного поймала сама! Это был самый большой, самый красивый и даже, можно сказать, самый воспитанный хариус. Он несколько утратил часть своей красоты, после того, как Митька стукнул ему по затылку камнем (из зависти, разумеется), но все равно это был мой самый лучший хариус. Остальные тоже поймали хариусов, но разве их хариусов можно сравнить с моим? Да ни за что на свете! Мой хариус был самый милый и голубоглазый!

На ужин Митька жарил хариуса. Жаренный хариус гораздо на мой вкус лучше, чем малосольный. Под хариуса Женя сделала картофельное пюре, все наелись, а Миша даже не доел рыбу и убежал в палатку. Спать снова легли в час ночи. Ночи белые, но не сказать, что читать можно.

25 июля, четверг. Утром градусник в палатке показал 52 градуса. Я думаю, что он сошел с ума. Впрочем, жарко было чрезвычайно. Мы купались, мылись, с трудом вышли на маршрут. Часты перекаты, мели, проводки. Рома поймал двух хариусов. Мы встали вечером на левом берегу, места для палаток нашлись довольно удобные, а буквально в десяти метрах была вездеходка. К счастью, вездеходов не было, один проехал по реке, видимо, решив нас не будить. Очень смешно, от вездехода такой рык на всю окрестность. На этой стоянке мы хариуса коптили. Копченый хариус неплох, но мне казалось, будто бы его недосолили. Хотя, соль была под рукой всегда, что мне трудно досолить свою порцию, что ли? Наконец-то мы сварили макароны с «мясом по-…» Это мясо было упаковано у меня в пакетики из под сока и небрежно замотано скотчем в расчете на северную погоду. На 52 градуса оно не было рассчитано. Поэтому протекло. Мне пришлось его транспортировать в «бегемотнице» с крышкой вместе с халвой в шоколаде, которая тоже протекла. Впрочем, такое смешение вкусов в походе мало кого смущает, халву, измазанную салом тоже ели с аппетитом.

26 июля, пятница. С утра особенно сильно пахло дымом. Мы стояли в тени деревьев, Митька спал долго, но и он не выдержал кумара. В пути я убедила Митьку, что надо как-то объяснить детям, что случилось на волоке и за что именно он сердится. Ведь дети глупые и ничего не понимают, не стоит дожидаться, что они сами осознают случившееся. Ведь это мы сами виноваты, что их недовоспитали в этом плане. Митька согласился и высказался.

Дети как будто бы поняли, в чем была их ошибка, и Митька с ними помирился. На обед встали на отмели левого берега. Тут появились рыбаки-туристы. У одного я спросила, как рыба, потому что еще не очень верила в хариуса. Он сказал, что рыба, как рыба. Женя спросила у него про порог, который по описанию должен был быть там, где стояла группа рыбака. Рыбак сказал, что порог-фигня. Я несколько успокоилась, что после того, что рыбак сказал про рыбу, было опрометчиво. Сразу за поворотом показалась стоянка туристов и порог.

Нужно сказать, что, когда Рома заказывал вездеход, он спросил у нас, какой город проживания писать в заказе. Писать, что мы из Москвы не стали, потому что все не любят, когда из Москвы, мы написали, что мы из Подольска и даже выучили, кто на какой улице живет. Подольск я знаю, у нас там дача недалеко, там живет мой братишка и, оттуда Митькин коллега Сашка и, кроме того, девушка, что въехала в зад Митькиной машины в прошлом году, тоже была из Подольска. Вот, сколько всего завязано на этот город. Туристам на пороге мы тоже сказали, что из Подольска. Они стали нас звать Подольскими курсантами.

Порог мы осматривать не стали. Рома с Женей прошли, кажется, не заметив, рыбаки дали Лене бесценный совет идти справа от струи, мы прошли близко в левой скале, а дети от скалы оттолкнулись ногами, и им за этого ничего не было. Следовательно, порог не очень сложный.

Немного прошли за порог и встали у красивой скалы с перекатом на левом берегу. То есть скала как раз была на правом. Коптили рыбу, опять легли спать поздно.

27 июля, суббота. Разумеется, как только утром я пошла в укромное место купаться, тут же приплыли катамаранщики. У них что-то случилось с баллоном, они долго стояли напротив нас, клеились и обедали, пока мы завтракали. Мы шли до обеда не очень напряженно, ловили рыбу. В обед встали в таких камнях, что можно ноги поломать. Я решила, что суп будет украшен хариусом и бросила рыбу в варево, потом лишь вспомнив, что в нем уже плавает сушеная курица. Рома сказал вежливо, что «суп, конечно вкусный, но странный». На  этой обеденной стоянке ловить рыбу было хорошо, но передвигаться ужасно. Кто-то, будто специально набросал на ней камней самой неудобной формы. Сашка там чуть не грохнулась, а я совсем уж было упала. Мне уже хотелось ходить по чему-нибудь ровному, но его пока не было.

После обеда увидели компанию на аэролодках. Разумеется, аэролодка мне понравилась больше, чем байдарка. На ней и по порогам хорошо и по мели. Возможно, она даже по горе проедет, не знаю. Мы встали у одного бережка, чтоб размять ноги, но вылезти не успели, тут же к нашему берегу стали швартоваться аэролодки, чуть не заливая нас волной. Мы ушли от греха подальше.

Потом кто-то рассказал нам, что дальше будет резиденция губернатора и, что это его транспорт.

На впадении Кокпелы – мелководный перекат, Митька меня выгнал из лодки, а Саша подобрала, добрая потому что. Катамаранщики встали в этих  местах, мы же осмотрели стоянку у стрелки и не стали становиться, потому что там стоял крест, и вообще было слишком пыльно.

Решили пройти еще немного.

Стоянку нашли уже почти в лесу на левом берегу. Миша даже сказал, что по тропинке идешь в лес и ощущаешь себя, «как у них на даче».

Стоянка слегка была загажена, мы немного сожгли мусор. А еще на ней было много разных продуктов, то ли кто оставил себе заначку, то ли избавлялись от излишков, там была и соль и сгущенка. У нас своих продуктов много, поэтому мы ни на что не позарились. Снова жарили и коптили рыбу, сегодня был большой улов, все наелись до отвала и с трудом расползлись по домикам.

28 июля, воскресенье. Утром я пошла по своим делам прогуляться по лесу и едва лишь облюбовала местечко для медитации, как тут же из кустов вышли две черные мышки (возможно даже лемминги) и, усевшись напротив, уставились на меня немигающими глазами. Поскольку вероятность белой горячки я исключаю, пришлось поверить в любопытство этих странных зверьков. К счастью в этом лесу мною заинтересовались лишь мыши, а не какие-нибудь олени или гризли.

С утра мимо нас прошли туристы из Минска. Они тащили катамаран против течения, намереваясь перейти с ним пешком хребет и выйти на той стороне, где Европа. Я смотрела на этих людей, конечно с восхищением, но и с некоторым недоумением, это ж каким монстром надо быть!

В этот день мы решили не ловить рыбу, а просто грести, потому что уже нужно было хоть сколько-то пройти по маршруту. Обедали на правом берегу борщом, шутили, что сегодня пройдем 40 км и встретится шикарная стоянка. Удивительно, но к вечеру все стоянки исчезли, а на отметке 40 км действительно была тропа и избушка наверху. Но вставать мы там не стали, прошли еще 3 километра и Рома с Женей нашли стоянку на отмели с кусочками луга. Каждый поставил палатку по своим вкусам: Митька и Саша в траве, Женя и Лена на камнях.

Митька и Саша требовали от меня, чтобы я ходила от берега к палатке по какой-то странной кривой тропе, а я ходила по своей, по львиной!

В этот день поймали двух окуней мелких, а одного Рома поймал такого огромного, что некоторые даже не верили, что это окунь. Может быть это был ископаемый окунь Пржевальского, не знаю. После того, как поели макаронов, пожарили окуней в фольге, Рома с Женей уже не смогли их дождаться, им оставили на утро.

29 июля, понедельник. Утром мы пошли с Митькой купаться за изгиб реки. Удивительно, но никто не приплыл на нас посмотреть, на таких красивых, даже обидно как-то стало. После того, как мы искупались, туда отправились Рома с Женей, а потом мы вышли и стали вновь продвигаться по маршруту. Река стала широкой и непрозрачной. Не помню, в этот день или в предыдущий мы соединились с Войкаром, и теперь сырую воду из реки уже не пили, а только из родников. Кстати, на впадении Войкара стоит избушка губернатора. По меркам подмосковных дач – просто сарайчик, но губернатор наверно гордится ею. Говорили потом, что туда приезжал Путин, но ничего не поймал. Я считаю, это вранье, ведь Путину небось специальный водолаз насаживает рыбу на крючок.

После обеда река стала еще шире. Недалеко от поселка Вершина-Войкар мы встретили ханта на моторке. Он предложил нас отвести в Мужи, пугая тем, что на озере очень большая волна. Я тут же испугалась и мы согласились. Митька подарил ханту разных крючков, он сказал, что возьмет для детишек. Может быть, поэтому он нам чуть-чуть сбросил цену.

Приплыли в поселок, еще немного обсудили с хантом детали отвоза нас в Мужи, а Рома заказал ему ящик пива. Выходило, что нам за героический труд во время похода теперь положена двойная дневка на озере! Ура! Место мы выбрали замечательное, лес, черника, пляж, озеро, но, увы, стало довольно прохладно, купаться сразу после перехода мы не полезли, надеясь, что еще будет солнышко.

Мы с Мишей и Митькой натаскали камней, чтоб закрыть костер от ветра. На костре в походе ни разу не готовили, кроме жарки рыбы, но все время сжигали мусор и пугали медведя, то есть костры все же жгли из разной фигни.

Жарили плюшки, получилась ерунда, но некоторые ели. Просто переложили майонеза в тесто. Впрочем, мне понравилось, я вообще поесть люблю, особенно на природе.

Черника растет прямо под палаткой, а чуть дальше в лесу ее совсем много.

У Ромы заболела спина и Женя его растирала какой-то адской смесью, поэтому много плюшек он съесть не смог.

30 июля, воскресенье.

Спали долго, впервые за поход с утра прохлада. Вылезли поесть и еще спали. Не знаю, что еще делали. Спали и после обеда. Хант привез Роме пиво. Вечером жарили пирожки с шоколадом и вареньем, получилось вполне себе съедобно. Варенье сделала Сашка из самолично набранной черники.

Рыбу ловить неохота, лодки сохнут, а у берега мелко.

Митька наносил со всего берега камней и сделал причал, чтоб было удобно мыть посуду и стирать.

31 июля, среда. Спали опять долго. Потом мы с Митькой пошли купаться подальше от стоянки. Разумеется, тут же приехала моторка с надписью «Полиция». Не знаю, имели ли они отношение к полиции, но нам просто велели не сорить, Сашка сказала, что мы наоборот даже чужой мусор убираем. Полиция уехала, а мы с Митькой вновь разделись и продолжили мыться.

После ужина мы собрали палатки. Наши перевозчики как раз вернулись, отправив катамаранщиков в Мужи, и сказали, что будут через час.

1 августа, четверг. Они приехали точно, как договаривались. Мы погрузились в моторки и поехали. Каждый надел на себя всю одежду, которая так и не пригодилась в походе: свитера, теплые штаны, куртки, шапки. Не знаю, как другим, но мне все равно было холодно. На озере волна, туман, ветер, вобщем довольно страшно. Спасжилеты никто и не думал снимать для такого путешествия. Когда вышли в Обь, нашел такой туман, что стало удивительно, как водители моторок находят в нем путь. Иногда наш водитель пересекал струю от другой моторки и мне хотелось завизжать, Митька потом объяснил, что это делалось с целью аттракциона. На фиг такие аттракционы!

Мы приехали меньше, чем за два часа и выгрузились на камешки поселка Мужи прямо возле туалета. Впрочем, туда мы не пошли, он ужасен и почти не функционален.

В зале ожидания спали катамаранщики, и, хоть они оставили нам место, но находиться там было сложно: они отмечали окончание похода и в зале было, мягко говоря душно, а грубо говоря, пахло всем, чем можно и нельзя.

Мы сидели на причальной барже. Отправлялись группами смотреть город, я как то умудрялась спать сидя, иногда просыпаясь от холода.

К утра прибавилось на пристани людей, очнулись от тяжелого сна катамаранщики, и заработал буфет. Мы напились чаю, что-то перекусили.

Пришел небольшой катер, погрузил желающих не в нашу сторону. Посадка на него была паническая, но еще не такая страшная. Страшная посадка была на наш катер!

Народу пришло много, и все хотели уехать, потому что вчера из-за профилактики (последний день месяца) катера не было.

Мы стояли почти возле трапа, но сначала стали пропускать женщин с детьми, почему-то мне и Лене удалось проникнуть сразу после них. Рюкзаки мы носили на корму, а Лена умудрилась занять даже сидячие места все в одном отсеке. Так что посадка прошла вовсе не так страшно, как мне казалось, хотя со стороны напоминала штурм мешочниками гражданской войны случайного товарняка.

Катамаранщики со своим обширным скарбом остались на верхней палубе, мы с Леной с ними болтали. Все остальные спали. За билетами выстроилась очередь, мы сначала ждали, когда она рассосется, потом все же ее отстояли и купили билеты по паспорту. После этого еще раз сходили к кассирше и взяли билет на груз. У нас оставались отдельно упакованными наша лодка и Ленина. Кассирша пыталась нам доказать, что в наших девяти рюкзаках по 30 килограмм в каждом, но мы с Леной ей доказывали, что по 30 только у мальчиков, а у остальных по 15. Долгими вычислениями кассирша свела нашу плату за багаж к пятистам рублям на семь человек. Нас это устроило.

Через три с чем-то часа мы уже высаживались в Салехарде. Высадка была спокойной, просто трудно было найти свободную руку, чтоб показать билет и паспорт проверяющим, ведь помимо девяти рюкзаков у нас было еще несколько сумочек.

К нам подошел водитель и предложил поехать с ним до Лабытнанги за 2 тысячи. Рома предложил ему половину и водитель согласился. Пока стояли в очереди на паром, Миша с Митькой сбегали сфоткать мамонта.

На вокзале мы с Сашкой остались с вещами, остальные ушли гулять, пообещав нас сменить. Может быть, мы бы и свозили детей в Салехард, но музей (острог) там закрыли на ремонт. Мы решили развлекаться в Лабытнангах, тем более, что это тоже хороший город.

Пока наши гуляли, на вокзале бушевали два хроника. Они всех обзывали и что-то пищали в своем углу. Началась посадка на поезд в Анапу. Или в Адлер, не помню. Хроники взяли вещи и поплелись к поезду, громогласно заявляя, что они едут купаться в море. Тут к ним подошла проводница или даже начальница поезда и сказала категорически, что не посадит их, чтоб они шли и сдавали билеты. Друзья несколько протрезвели и вдруг, к облегчению проводницы и своему ужасу, узнали, что билеты у них на московский поезд в 11 вечера. Это было для них таким ударом, что некоторое время они  сидели в своем углу и только негромко икали, потом один из них вылез и подарил нам с Сашкой по ветке травы, обозвав их розами. Мы пристроили ветки в сумку, а потом выкинули по-тихому в мусор.

Вернулись Рома и Женя, а потом и Миша с Митькой. Рома с Женей посоветовали нам кафешку с демократичными ценами. Мы пошли обедать. Лена затерялась где-то в недрах города и даже не отвечала на звонки. Потом выяснилось, что она посещала музей.

Мы дошли до кафешки и заказали там суп для Митьки, второе для всех и мороженое с салатом для меня. К середине трапезы к нам присоединилась Лена и тоже стала есть салат и кофе.

Потом мы долго сидели на вокзале. Хроник уже познакомился с Леной, Митькой и Мишей, к Роме он приставать не стал, потому что Женя сказала, чтобы он берег себя. Впоследствии именем хроника, которое я не называю, нарекли Лениного игрушечного кота, потому что он тоже был зеленый.

У Лены от недосыпа начались глюки, но после дозы кофе, растворенного в минералке ее отпустило. Правда, она стала очень подвижная, но ненадолго.

Мы еще погуляли вокруг вокзала, понаблюдали местных собачек. Подошел поезд. В наш вагон грузились еще две группы, одна на удивление тихая с подростками, другая большая с крупными вещами. Последние возвращались с Соби.

Кое-как погрузились и поехали. Проводница на этот раз была злая, сказала, что нас много, что у нее не сто рук и всякое такое. Длинный день, полный дорог, закончился.

2 августа, пятница. Но улеглись мы не сразу, а сначала выпили с Ромой пива. То есть выпили я и Лена. Потом мы все же угомонились. С утра мне почему-то захотелось проснуться в пять. Но гулять по вагону и читать книгу мне быстро надоело, я вновь легла. Весь день мы иногда просыпались и ели, иногда засыпали после еды. В обед пошли с детьми в вагон-ресторан, там взяли, кто что хотел. Отбивная мне не понравилась, в Лабытнангах в кафе была намного лучше, но съела я все. И Митька съел все и дети. Потерянные на реке килограммы успешно возвращались к их обладателям.

3 августа, суббота. Казалось бы, сколько человек может спать? Оказывается почти двое суток. Опять что-то поели, уснули, поели-уснули. Иногда гуляли на станциях. Перед прибытием убрали вещи, сдали белье, вышли в толпе на платформу. Лену встречал сосед, Рома с Женей пошли искать брата, который приехал за ними на машине, мы отправились к «Московскому» и там поймали такси. Водитель был странный, чуть не врезался в другую машину, потом почти что обозвал нас лохами, типа мы наверно редко такси заказываем, раз попросили не к подъезду доставить, а до перекрестка. Мы все стерпели, довез и на том спасибо. Дома все нормально, даже лимон выжил без полива, потому что я его поставила в таз с водой.

И еще хорошо, что медведя не встретили.