[Домашняя страница] [Книжка о походах]

Глава 98.

Пешка по Орловщине.

(Поход по Орловской и Липецкой области 3-11сентября 2016 года от ст. Верховье до поворота на трассе за 30 км до Ельца.)

3 сентября, суббота.

Вокзалы страны нашей всегда отличаются какой-нибудь изюминкой, граничащей с безумием. Объявлено было нам, что Ласточка на Орел уходит с 11й платформы. Мы пришли на эту платформу, кстати, на ней написано, что она 11-я и ласточка с нее уходит, там тоже так написано, мы и стояли там, как зайчики, пока мне не послышался в очередном объявлении об орловской ласточке некий "аромат" платформы, словно не о платформе шла речь, а о кварке очарованном или даже прелестном. Оказалось, что платформа 11 не обычная, а высокая! Я ее нашла и увидела, что Ласточка там давно стоит. Таких, как мы дурачков, что думали, будто бы платформа имеет только номер, оказалось много. Проводник явно не успевал перед отходом поезда проверить билеты у всех набежавших. Мы уже сидели внутри, я начала волноваться. Сосед стал меня успокаивать: -В первый раз что ли? - Спросил он, - тут всегда такое...

Доехали быстро, на то и Ласточка. В Орле нас ждал таксист, кстати, единственный из тех, кому я позвонила, кто согласился работать в субботу. Остальные ныли, что рано, что суббота, что ехать далеко и так далее. Таксист Илья, телефон на авито, если что.

Мы поели возле пятерочки на вокзале булочек с соком и отправились к таксисту, потому что он уже позвонил, что приехал. Доехали до Верховья и пошли сразу в поля и колючки.

После прохождения болота, хоть я и переобувалась для этого в сандальки, мне стали натирать кроссовки. Я уже поняла, что идти будет непросто. Мы сделали пять переходов, дошли до урочища Кадушечки, встав на речке Плотавке.

Удивительно, что, проходя полями, мы замочили ноги, здесь же, на притоке не было ни капли воды. Пить хотелось ужасно, в урочище людей и колодцев нет. Митька пошел на поиски воды. У меня же была банка пива. Она меня спасла, а также то, что Митька не пьет спиртного.

Где-то в полях и дорогах, пробежав километра два, Митька нашел тракторную лужу и вычерпал ее в ведро. Полночи мы фильтровали воду, затем все же напились чаю. Привкус трактора чувствовался нежным нюансом.

4 сентября, воскресенье.

Как известно, одна из моих бабушек родом была из Орловской области, следовательно, все орловцы являются моими пяти-шести-семиюродными братьями и сестрами. Это обстоятельство несколько примирило меня с тем, что Митькина тракторная лужа с утра оказалась расположенной очень близко к местному кладбищу. Впрочем, жажда - это серьезно.

Мы вышли на дорогу, затем через трассу газопровода и колючки направились к деревне Массали. Возле деревни находились тетки, сажающие картошку. Нет, осень же! Убирающие картошку. Старшая тетя очень удивилась, увидев нас, словно жила предыдущие пять лет на необитаемом острове. Мы тоже удивились и сделали вид, что восхищены картошкой. Нам предложили взять картошечки, мы взяли одну, потому что тащить-то на себе! Тетя показала нам путь, мы сначала пошли по нему, затем вернулись, потому что путь преграждала заболоченная река. Тетя снова удивилась нашему появлению, мы вновь восхитились картошкой (но ту, что взяли, не отдали) и перед деревней полезли на гору, чтоб потом углубиться в поля. После поля в перелеске мы перекусили сливками и хлебом и вновь пошли искать дорогу на первые Щербачи. Нужно сказать, что в кукурузных полях удобно прятаться, ходить в туалет, возможно даже жить, если ты куропатка. Пеший туризм же в них очень неудобен, кукуруза режет тельце и хватается за ноги. Однако, другого пути не было.

Показался овраг, выходящий к реке. Митька сходил за водой. Вода оказалась хорошей, холодной и вкусной. Я тут же выпила полведра. Казалось, что я лопну, но пить я не прекращала. Там в овраге мы поели каши, попили чаю и отправились дальше, уже позавтракав. Или пообедав, кому как нравится.

Вышли на дорогу и встретили девушек из Сойминово. Девушки все были за семьдесят. Они тоже удивились, что мы тут ходим, но их удовлетворило объяснение, что мы ищем редкий в средней полосе России шахматный рябчик. Они сказали, что ничего такого тут у них не водится, и попросили присылать к ним каких-нибудь знакомых дедов, потому что своих уже нету, а одним как-то скучно.

Мы вошли в деревню Покровское и встретили играющих детишек.

-Здравствуйте, дети, - сказал Митя голосом Ленина, но испортил образ, далее спросив про магазин.

Магазин оказался закрытым, но мы набрали воды из колонки и вновь напились. Я, причем, как верблюд, в запас. Хорошо ходить, когда тепло, даже жарко, а не дурацкий дождь и холод, но при этом требуется большой ресурс воды.

Мы перешли реку, зашли за деревню и вышли в поле. В поле остановился дядя, предложив нас подвести. Тут же у дяди зазвонил телефон.

-Не подвезете, - угадала я.

-Не подвезу, - сказал дядя и уехал. Вызвали в малый совнарком.

Моя пятка разболелась особенно сильно, мы вышли в поле и встали там. Воду и чай Митька нес с собой. В поле стоять хорошо, ровно и звезд много. Быстро поели чаю, хлеба  с колбасой и легли спать. Сверчали сверчки и какие-то еще животные. Безвредные.

Утром прямо вдоль поля мы дошли до деревни Протасово. Деревня большая, там даже дом ветеранов есть. В Щербачах бабка показала нам дорогу в Губаревку. Возраст бабушки был уже такой, что плюс-минус лет тридцать не играло никакой роли. Она живет без учета времени и не думает, что никакой Губаревки и нету, ведь урочище Губаревка оказалось совсем бесследно исчезнувшей деревней. Даже яблонь не осталось. А мы надеялись на водоем, обозначенный там на карте. Вода у нас подходила к концу.

Мы посидели в березках, подумали  о жизни. Остановилась машина, дядька подсказал нам дорогу. Еще было урочище Полевских. За ним, уже окончательно отчаявшись что-то найти, мы обнаружили пруд. Залезть в воду было сложно. Требовалось ведро воды, чтоб потом вымыть ноги от грязи и ила. Но пообедать тоже хватило водички. Мы с удовольствием поели, отдохнули и двинулись дальше.

Ноги были уже совсем хорошенькие, кожа сошла почти везде. На ногах в смысле. В поле вдоль дороги стояли убитые осины. Вдоль осин бегала мышь. Митька стал ее фоткать, а я дала ей яблоко. Мышь сначала стала морщиться, потом яблоко съела.

Мужичок на КАМАЗе предложил нам довезти до Орлова. Мы с удовольствием согласились. Ногам было все хуже и хуже. В Орлово мы зашли в магазин, посмотрели достопримечательности. Нужно сказать, что все жители деревни оказались латентными туристами, каждый сказал нам, что хотел бы тоже с рюкзаком ходить по родному краю, но некоторые обстоятельства им мешают делать это. Особенно обостренные обстоятельства оказались у Ивана, с которым мы познакомились на автобусной остановке. Он был уже пьян и говорлив. Первое качество и составляло упомянутое обстоятельство, хотя ходить он еще мог. С ним был мальчик Андрей. Андрей рассказал нам про школу и деревню. Мальчик, кстати, не говорил нам, что хочет стать туристом, но это он просто скрывал правду из подросткового чувства противоречия. Часа полтора мы слушали речь Ивана об обстановке в стране, деревне, мире, а также немного стихи и романсы. Впрочем, он был мил и не ужасен. Даже обнимал он Митьку очень нежно, почти не касаясь. Когда пришел автобус, выяснилось, что на остановке человек десять, помимо нас. Умудренные опытом жители попрятались от говорливости Ивана по кустам. Мы доехали до моста Блынского водохранилища и уже почти в сумерках дошли до воды. Митька с трудом набрал воду с мостков. Мы затаились после ужина в палатке. Охранники два раза проехали мимо, но там, где мы стояли, сложно было бы ловить рыбу и поэтому они были не очень внимательны к берегам. А вообще тут рыбалка платная. Мы стоим за пионерлагерем. Везде помойки, даже пахнет. Не самая лучшая наша стоянка, в поле и то было приятнее. Всю ночь с деревьев падали желуди, яблоки, груши и даже какие-то животные. Спалось не очень хорошо.

6 Сентября Вторник.
Утром шел дождь. Он был сильный, но кончился. Мы поели бутербродов с сыром и поперлись через лес. На этой стоянке не очень хотелось проводить долгое время.
Мы вышли за мост, и пошли вдоль малого водохранилища. Там нас облаяла собака. Дошли до пляжа, где Митька долго подтягивался. Этот пляж был единственным местом за весь поход, где можно было искупаться без водорослей и эстетично. Но купаться не хотелось, еще шел иногда дождик. Мы зашли за водохранилище, где рыбаки ловили рыбу, и к нам пристала другая собака. Но она была дружелюблая и даже кусала за ленты рюкзака. Иногда она пугала уток в кукурузе и оглядывалась на нас, предлагая стрелять. Мне уж показалось было, что собака хочет жить у нас дома, но едва лишь мы дошли до трассы, преодолев все овраги и колючки, как собака отстала. Шоссе ей не нравилось по каким-то своим причинам. Мне показалось, что это потому, что собака ходит на трех ногах.
Вдоль шоссе росли сливы. Очень вкусные. Я съела одну, потому что боюсь есть сливы, если рядом кукуруза не растет.
Дошли до кафе и позавтракали салатом и яичницей я и бифштексом с картошкой Митька. Я пила сок. Сок в этом придорожном кафе, видимо стоит еще с перестройки, т.к. не пользуется там спросом. Это и стало причиной того, что мне захотелось посетить ближайший куст непосредственно после посещения кафе. А, может, это сливы...
Повернули на Успенское, прошли два километра и оказались в селе. Продавщица магазина посоветовала посетить источник. На источнике Митька потерял пробку от фляжки и разобрал все камни, пока нашел. Впрочем, видимых повреждений культового сооружения я не обнаружила. Спустились вниз и искупались. Наконец-то искупались, а то уже ходим, словно чушки.
Пошли на Алдобаевку. Спросили, не ходит ли туда что. -Надейся только на свои! - сказал дедушка в огороде. Потом мы еще спросили о пути на Аддобаевку мальчика в полях. Его показания сошлись с показаниями дедушки. Поели немного печенья и дошли до поворота на реку. Видели зайца! Такого глупого! Река красивая, но за водой пришлось идти вдвоем, очень сложно, набрав ведро, выбраться обратно. Стоянка неплохая, но дорога рядом, как-то тревожно, ездят отдыхающие. Сварили вермишель с тушенкой. Наелись, напились воды. Проехала машина и уехала. Мы спали под звездами.

7 сентября  среда
Утром мы ели кашу со сгущенкой и пили кофе. Стоянка все же красивая. Дошли до Алдобаевки. Деревня не сильно большая. На краю деревни нас облаяла собака и встретился ручей Кунач. Обошли его без потерь. После деревни шли по перелескам и березнячкам. Отдыхали в березнячках, пили воду, вновь началась жара. Дошли до деревни Викторовка. Там видели школьников, что возвращались из школы на великах в форме. Очень красиво, хотя форма малиновая. Продавщица вновь нас испугалась, почему-то они все нас пугаются. Но потом как-то оттаяла и дала нам печенья и булок с курагой и творогом. Булки оказались со сгущенкой, но это было уже неважно. Мы дошли до моста. Мост спроектирован очень интересно, в сторону другой деревни он кончается обрывом и небольшой металлической лесенкой. По лесенке лезть страшно, Митька оттащил мой рюкзак отдельно, потом уж спустилась с визгом я сама. Под мостом купались гуси, и я решила, что мы тоже можем там искупаться. Вода холодная, мелко, но смыть дорожную пыль удалось. После купания пошли по отсыпной дороге. Тут моим израненным ногам стало совсем плохо. Встреченная бабулька тоже пожаловалась на дорогу. Там же мы видели павлина, он распушал хвост, дорога ему была по барабану. С огромным трудом зашли за Окуневы Горы. Митька пошел на разведку искать стоянку, мы встали на карьере. У меня так написано в дневнике, но, видимо меня уже приплющило, никакого карьера я не помню. Вообще плохо помню эту стоянку, видимо, совсем устала.

8 сентября, четверг.
Встали и поели кашу. Обходить поле пришлось долго, идти по нему не получилось, потому что поле уже вспахали. Мы встретили охранников, спросили дорогу. Охранники, похоже, охраняют поливальные установки. Дальше в деревне Овечьи Воды мы встретили бабушку Наталью. Она рассказала нам про все атрибуты заброшенных деревень, беглых зэков, лосей, волков, криминальных киргизов, воровство гусей, повешенных председателях, убитых родственников и многое-многое другое. Бабушка нас не отпускала долго, стараясь ввести в свой рассказ как можно больше подробностей жизни, мы уже устали стоять под рюкзаками, но снять рюкзак - зависнуть тут навсегда. Отказавшись от чая, мы все же вырвались, пожелав бабуле счастья и здоровья в ее нелегкой жизни. Мы пошли в Воинскую Казанку перешли мост, увидели реку Олым. Река не очень большая, но быстрая. Гуси тоже присутствовали.
В магазине мы взяли колбасы и хлеба, а также ужасно синего мороженого по рекомендации местных детей. Тут же, возле привязанного бычка мы все это употребили. Зашли к остановке автобуса и увидели столовую. Митька сильно расстроился, потому что давно мечтал попасть в столовую, еще в Орловском, где она была закрыта.
Мы шли в сторону Чернавы, тут нас догнал автобус. Мы его остановили и спросили, идет ли он в Чернаву. Единственный пассажир автобуса был примерно возмущен:
-Да вы что! - с чувством сказал он, - это же вообще другой административный район!
После этого автобус гордо удалился.
Митька долго потом цитировал этого дяденьку.
По дороге в Пятницкое выяснилось и у меня и у Митьки, что синее мороженое полезно только детям из Воинской Казинки, а у взрослых и серьезных туристов оно очень быстро покидает организм.
Пятницкое прошли, вышли в Чернаву и набрали там в колонке пять литров воды. Или даже шесть. Часа два шли по Чернаве и Митька тащил воду мимо всех колонок, что там расположены через каждые 50 метров. За Чернавой свернули в посадку, упали там на траву. Мы в этот день прошли почти 30 км. Умудрились даже сварить ужин и лечь спать в поставленную палатку. Дорога рядом, но лес достаточно густой, возможно нас и не было видно.

9 Сентября, пятница.
Спалось мне плохо. Спальник неудобный, потный, скользкий. Кто-то в лесу гудит, шумит, возможно, лось или даже киргизы.
Оказалось, что вчера в темноте я умудрилась влезть в спальник наизнанку. После того, как я его перевернула, все стало неплохо. Поставили на утреннем солнце вампирчик заряжаться, позавтракали ролтоном. Первые три километра прошли неплохо, пока ноги еще не поняли, что придется опять идти и идти. Затем стало нехорошо. Спросили у бабушки, когда автобус. Тут про автобус говорят гордо, да, ходит конечно... А какой сегодня день? Он же не каждый день ходит. Хорошо, хоть не спрашивают, какой месяц. Мы дошли до остановки, в 12 часов автобус нас подобрал и за 27 рублей довез до города Ельца. От автостанции мы дошли пешком до гостиницы, по дороге напившись "воды из шкафа". В этом походе  я выпила воды больше, чем за весь год, как мне кажется. Мы не дошли до города километров 20, проехав их на автобусе. Возможно, это неспортивно, но меня это не сильно огорчило, если учесть, что кожа на ногах у меня отошла окончательно от ног и существовала отдельно. Мы поселились в гостинице на Советской улице и пока сохли брюки, валялись на кровати. Митька пошел мыться, сразу отключили воду. Вообще в этой гостинице с водой большие проблемы. Пошли гулять по городу уже в чистых брюках. Обедали мороженым, ужинали салатом и творогом. Уже нагрузка не та, хотя по городу тоже набродили около 7 км, но без рюкзака даже не чувствуется. Вечером посмотрели телик, потом Митька сломал зарядку вампирчика и лег спать расстроенный.

10 сентября, суббота.
Собрались к 9 на прогулку. В гостинице на завтрак дали кашу и омлет. Там, похоже, всегда это дают. Пришло заказанное администрацией такси, но таксист ни в какую не хотел ехать на скалы, утверждая, что его заказали на вокзал. Администраторша позвонила диспетчеру и таксист сжалился.
-Че там смотреть-то? - удивлялся он, - скалы и есть скалы.
-Я тоже всем говорю, чего там смотреть, Кремль и есть Кремль, - пробормотала я.
Десять километров до скал проехали быстро. Таксист взял 400 рублей. Ну и цены, как в Париже прям.
Оказалось, что это еще не те скалы. Не самые высокие, короче. Мы пошли вдоль реки, посмотрели на имение, плотину. В само имение нам ходить не советовали, там кобели.
Встретили рыбака с огромной щукой. Повосхищались. Мимо лагеря альпинистов мы отправились на скалы Звонари. Скалы впечатляют, но меня больше впечатлили овцы, что паслись неподалеку. Наверху мы и пообедали, чтоб понять, что гонит на эти скалы массы людей, которые приезжают, раскладывают пластиковые столы и стулья и начинают жадно есть шашлык и жареных гусей. Таких разносолов у нас не было, стола тоже, мы съели суп из пакета и бутеры с колбасой. После этого акта мы отправились в Елец, решив, что такси - это совсем неспортивно. Заблудились в Дерновке, вышли на дорогу, и уже было дошли до Газпрома и тут поймали автобус. Автобус быстро довез нас до улицы Пушкина, мы даже зашли на рынок, но рынок к трем часам дня весь уже вымер. Мы купили пирожки и булочки в магазине, а Митька из чувства противоречия (потому что я запрещала) купил беляш. Повалялись дома, посмотрели киношку, поели пирожков. Воду вновь отключили. Мы пошли в город, раз воды нету, гуляли до темноты, зашли в пиццерию, наелись там, как удавы. Я решила, что больше есть не буду вообще. То есть абсолютно.

11 сентября Воскресенье.
Митька всю ночь боролся с беляшом. Живот у него болел, не давая спать. Утром с трудом позавтракал кашей, а я съела два омлета. Сидели до обеда в номере. Митька страдал и спал. Потом мы сходили в музей. Музей, как и весь город, представляет собой зрелище нелюбимого места. Даже музейные тетки, которые обычно бывают увлечены своей работой, а другим-то что там делать, относились к музею равнодушно. Ну, да, смотрите, что тут смотреть-то - говорил весь их вид. В музее есть несколько интересных картин на мой взгляд. Еще погуляли по городу, собрались и пошли на вокзал. Все местные, узнавая, что мы хотим пойти на вокзал, уверяли нас, что дойти до него невозможно, нужно только ехать. Оказалось, что они правы! Вокзал находится на острове, туда почти нет доступа. Мы как-то, впрочем, нашли, чуть не опоздав на поезд, хотя вышли заранее. Просто надо идти километра два в обход.
Поезд пришел, проводник был строг, но чай вкусный, как всегда в поездах. В 4:40 мы приехали и от Курского до Кускова добрались на электричке.